ЛУКА, Жидята - Страница 6

В рукописной традиции Луке приписывается обращённое к пастве краткое святительское Поучение (начало: «Се, братие, первъе всего сию заповедь известно должни есмы вси крестиане держати»). Время и обстоятельства его написания исследователям неизвестны. Поучение было найдено в начале XIX в. профессором Московского университета Романом Фёдоровичем Тимковским и опубликовано им как творение Ростовского епископа Луки. Впервые памятник атрибутировал Луке митрополит Киевский и Галицкий Евгений (Болховитинов), и это мнение закрепилось в историографии. Об авторстве Луки исследователям позволяет говорить наличие «Поучения» под именем этого Новгородского святителя в составе Новгородско-Софийской группы летописей XV в. и Новгородской летописи по списку Дубровского (свод 1539 г.), где оно читается под 1058 г. после сообщения об оправдании Луки («Поучение архиепископа Лукы к братьи»). Этот же текст (имеющий одну редакцию) исследователи встречают и вне летописных сводов, в сборниках XIV–XVI вв., причём является там анонимным или псевдоэпиграфическим. Как замечает Олег Викторович Творогов, «состоящее из нравоучительных сентенций, Поучение не содержит признаков, по которым его можно датировать или локализовать». Сомнения в авторстве Луки были уже у исследователей XIX – начала XX вв. По Сергею Алексеевичу Бугославскому, архетип списков «Поучения» в сборниках восходит к одному из списков Новгородской Четвёртой летописи, и «Поучение» Луки, считал исследователь, присоединяясь к мнению А.А. Шахматова, читалось уже в Новгородском своде 1167 г. Таким образом, атрибуция «Поучения» до сих пор остаётся неопределённой. Исследователи считают вполне возможным, что список святительского поучения Луки сохранился при Софийской кафедре к XV в. и был использован при составлении летописного свода; но не менее вероятным, по мнению исследователей, считается, что включение этого текста под именем Луки в летописи Новгородско-Софийской группы стало следствием местной канонизации Новгородского святителя в 1439 г. Исследователи отмечают, что при краткости текста тематика нравоучительного «Поучения» довольно широкая: 1) догматическая: верить в Триединого Бога, в воскресение и жизнь вечную, а также в вечную муку грешников; 2) церковно-дисциплинарная: не лениться посещать церковные службы и не забывать молиться дома («в своеи клети»); 3) отсылающая к евангельским заповедям: относиться ко всякому человеку с любовью, не гневаться, не воздавать злом за зло, не осуждать других даже в мыслях; не клясться именем Божьим, никого не проклинать; 4) имеющая отношение к семейному быту и социальным отношениям: чтить старых людей и родителей, князя, священников и «слугы церковныа»; относиться милостиво к бродягам и нищим, к заключённым, к «своим сиротам» (зависимым крестьянам); не убивать, не красть, не завидовать, не клеветать, «блудни» не творить даже с рабой, пить умеренно, не есть скверное, чтить святые дни («Полное собрание русских летописей», том 42). Судя по содержанию, адресатом «Поучения», как полагают исследователи, выступают, прежде всего, полноправные горожане – владельцы городских усадеб с обслуживающими их холопами, имевшие также зависимых сельских жителей, что вполне соответствует, по мнению исследователей, новгородскому происхождению памятника.

 



 
PR-CY.ru