ЛУКА, Жидята - Страница 2

Анджей Поппе, предполагающий значительное влияние на церковную жизнь Руси XI в. иноческой традиции Студийского монастыря (Иоанна Предтечи) в Константинополе, склонен считать, что Лука, «согласно косвенным показаниям» летописцев, «был русином, новгородцем и к тому же монахом-студитом», который «годами приобретал свои иноческий опыт и необходимое в священстве образование в одном из студийских монастырей в годы патриаршества Алексея Студита, т.е. после 1025 и до 1036 г.». Источниковая база утверждений А. Поппе исследователям неясна; при этом и сама концепция о сильном студийском влиянии достаточно уязвима для критики. Тем не менее, исследователям представляется вполне вероятным если не новгородское происхождение Луки, то его долговременное пребывание в этом городе вместе с Ярославом в период княжеских междоусобиц середины 1010 – середины 1020 гг., когда Новгород был опорным пунктом этого князя в борьбе за единовластие на Руси. В любом случае Лука – первый известный исследователям по имени восточнославянский по происхождению архиерей Киевской митрополии. «Мирское» некрестильное имя Луки говорит о возможном происхождении святителя не из среды чёрного духовенства, а из княжеского окружения (придворного священства), в котором эти имена были ещё широко распространены. В ранней летописной традиции это имя имеет две формы – Жидята («Повесть временных лет…» и др.) и Жирята (летописи Новгородско-Софийской группы), но в историографии закрепилось лишь первое. Высказывавшееся в XIX в. мнение о еврейском происхождении Луки в настоящее время исследователями признаётся лингвистически несостоятельным. По распространённому в литературе мнению, Жидята является уменьшительной формой от имени Жидослав/Жидислав или от имени Георгий (Гюрги – Гюрята – Жирята – Жидята) (Алексей Иванович Соболевский, Иван Евсеевич Евсеев, Анджей Поппе и др.). Между тем «Новгородская Карамзинская летопись» (первой подборки) и другие своды Новгородско-Софийской группы XV в. в статьях за 1020–1050 гг., по обоснованной, по мнению исследователей, гипотезе Алексея Алексеевича Гиппиуса, отразили свод Киевского князя Изяслава (Димитрия) Ярославича начала 1060 гг. Это заставляет исследователей предполагать, по крайней мере, не меньшую вероятность того, что настоящим мирским именем Луки было Жирята. Исследователи учитывают и распространённость в Новгороде XII–XIII вв. имени Жирослав и производных от него форм (Жирята, Жирочка и проч.) в отличие от малопопулярных на севере Руси имён Жидислав и Жидослав, которые отсутствуют в новгородских летописях, актах и известных исследователям к настоящему времени берестяных грамотах («Новгородская Первая летопись»). Исследователи полагают, что по благословению Луки князь Владимир Ярославич вместе с новгородцами совершил поход на финское племя емь в 1042 г., а в 1043 г. во главе общерусского войска – поход на Константинополь (митрополит, который мог бы воспрепятствовать этому мероприятию, на Руси, скорее всего, как полагают исследователи, отсутствовал до второй половины 1040 гг. и прибыл в Киев только после заключения русско-византийского мира 1045/1046 г. – см. ст. Иоанн I, митрополит Киевский).

 



 
PR-CY.ru