ЛЮДОВИК IX СВЯТОЙ - Страница 13

9 июня 1239 г. папа Григорий IX (1227–1241 гг.) под влиянием перешедшего в христианство иудея Николая Донина, представившего в своём докладе обвинения против Талмуда (сомнение в невинности Пресвятой Девы Марии, поношение Христа, оскорбления христиан, аморальное содержание), отправил христианским государям послание, в котором призвал изъять у евреев все экземпляры Талмуда, передать их для изучения францисканским и доминиканским монахам и, если обвинения подтвердятся, сжечь. Во Франции книги были арестованы, но Людовик IX Святой пожелал убедиться в оскорбительности для христианства иудейских текстов и с этой целью организовал сначала в аббатстве Клюни, а затем в Париже (12 июня 1240 г.) «суд над Талмудом»: в дебатах Парижский епископ Вильгельм Овернский выступил против четырёх раввинов во главе с Иехиелем бен Йосефом. В итоге книга была признана вредоносной и приговорена к сожжению. Экземпляры Талмуда, погружённые на 22 повозки, были публично сожжены на Гревской площади в Париже. 9 мая 1244 г. папа Римский Иннокентий IV (1243–1254 гг.) особо поблагодарил Людовика IX Святого за совершённые деяния и призвал уничтожить все рукописи Талмуда как еретические. Во «Всеобщем статуте» 1254 г. повторялись требования прошлых лет: изгнать евреев из страны, сжечь все экземпляры Талмуда и прочие «богохульные книги». В 1269 г. король предписал иудеям посещать католические проповеди, чтобы они обратились в христианскую веру, и носить (на груди и спине) круглый кусок алой ткани (сукна или фетра; эти требования соответствовали решениям четвёртого Латеранского собора (1215 г.) и Нарбонского собора (1227 г.)). Подобные меры имели успех: число обращённых евреев росло (в королевских счетах значатся выплаченные им суммы); королевским ордонансом 1260 г. на городских мэров было возложено право суда над обращёнными евреями. Меры против евреев усилились в связи с осуждением ростовщичества, которое долгое время было занятием, главным образом, евреев (христианам заниматься ростовщичеством запрещалось). Ростовщичество осуждалось как порок и грех; Людовик IX Святой считал его не только нарушением морали, но и угрозой экономике страны. Большим ордонансом 1254 г. евреям запрещалось заниматься ростовщичеством, надлежало «жить трудами рук своих». Небольшое смягчение мер произошло в 1257 или 1258 г.: комиссии из трёх клириков было поручено исправить допущенные ранее злоупотребления, вернуть евреям конфискованное имущество, восстановить синагоги и еврейские кладбища, разрешить использование процента в кредитных операциях. Но ордонансом, выпущенным в 1258 г., вновь отменялся процент по ссудам у евреев, и аннулировались долги христиан евреям. По ордонансу 1268 г., из королевства в трёхмесячный срок изгонялись также иноземные ростовщики-христиане (ломбардцы, кагорцы и др.), а долговую сумму (без долгового процента) следовало выплатить сеньору заимодавца. В 1262 г. была запрещена подделка королевских денег, на землях королевского домена установлена монополия короля на чеканку монет (сеньоры, имевшие право чеканить монету, могли принимать такие деньги только в своих владениях); в 1262–1265 гг. было запрещено хождение во Франции английских денег «эстерлинов» (стерлингов). Ордонансом от 24 июля 1266 г. была возобновлена чеканка парижского денье с новым содержанием благородного металла, учреждён выпуск турского гро; между 1266 и 1270 гг. начата чеканка золотой монеты экю.

 



 
PR-CY.ru