ЛЮДОВИК IX СВЯТОЙ - Страница 12

Людовик IX Святой стал почитаться как «отец правосудия», и появление уникальной королевской инсигнии, которую получали только короли Франции (так называемые длани правосудия) впоследствии относили ко времени его правления. Программа Людовика IX Святого по нравственному очищению королевства включала непримиримую борьбу с богохульством, божбой и дурными клятвами. Король избегал бранных слов и любых упоминаний дьявола; он безжалостно карал богохульников за «грех языка»: в Кесарии Палестинской поставил к позорному столбу золотых дел мастера, обмотав ему шею свиными кишками, которые доходили до носа; в Париже приказал заклеймить рот раскалённым железом одному горожанину (1255 г.). В 1268/1269 г., при подготовке к восьмому Крестовому походу, Людовик IX Святой вновь издал ордонанс, осуждавший и запрещавший по всему королевству богохульство как акт оскорбления величия Бога. Богохульник должен был заплатить штраф или подвергнуться наказанию (у позорного столба или порке кнутом). Многие современники осуждали Людовика IX Святого за суровость; папа Римский Климент IV (1265–1268 гг.) в послании от 12 августа 1268 г., поддержав в целом действия короля, рекомендовал смягчать наказания (избегать членовредительства, казней). Людовик IX Святой не изменил своей позиции: указом от 25 июня 1270 г. он предписал своим наместникам вести борьбу с теми, кто бесчестят королевство. Частью программы очищения нравов были суровые меры против проституток: согласно «всеобщему статуту» 1254 г., их надлежало изгнать из городов, особенно с центральных улиц, и разместить за городскими стенами, подальше от церквей и кладбищ; тем, кто сдавал проституткам жильё, грозила конфискация полученной за это платы. Ордонансом 1256 г. меры были немного смягчены: проститутки по-прежнему не имели права проживать в центре городов и близ церквей и кладбищ, но их терпели, создавая своеобразные гетто, и отныне контролировали городские власти. В русле проводимой политики «исправления» королевства исследователи видят двойственную позицию Людовика IX Святого в отношении евреев; при нём заметный при его предшественниках «антииудаизм» превратился в антисемитизм. Как меньшинство в стране, евреи получали защиту короля, могли обращаться в королевские суды, однако Людовик IX Святой стремился «исправить» их ошибочную веру и религиозные практики, а в идеале – побудить их принять христианство. Перешедшие в христианство евреи удостаивались от короля особых милостей и получали денежные вознаграждения, нередко он был их восприемником (некоторые исследователи отмечают, что антисемитская политика стала проводиться королём именно под влиянием принявших христианство евреев). В декабре 1230 г. Людовик IX Святой обнародовал на собрании баронов в Мелёне указ: отныне ни один еврей не мог заключать договорных сделок; евреи рассматривались как предмет собственности того сеньора, во владениях которого они проживали; если еврей покидал место проживания, его можно было вернуть силой; взятые у евреев в долг деньги выплачивались в рассрочку без процентов, предусмотренные в долговых обязательствах проценты отменялись, а уже уплаченные проценты ростовщик должен был вернуть в течение трёх лет и т.п.

 



 
PR-CY.ru