ЛАНФРАНК - Страница 8

Архиепископ Томас, сославшись на отсутствие подобной традиции в Англии, отказался удовлетворить требования Ланфранка и обратился с жалобой к королю Вильгельму I, который вначале посчитал претензии Ланфранка чрезмерными, однако затем согласился с его доводами и принудил архиепископа Томаса к повиновению. Хотя архиепископ Томас дал обещание полного подчинения Ланфранку, общий вопрос об административном отношении Кентерберийской и Йоркской кафедр не был решён. С точки зрения церковного права к 1070 г. Кентербери и Йорк формально были не зависящими друг от друга и равными по статусу церковными провинциями. Однако при этом архиепископу Кентерберийскому были подчинены 14 епископов, а архиепископу Йоркскому – только епископ Даремский, в силу чего Йоркские архиепископы считали, что Кентерберийские архиепископы пользуются неправомерным преимуществом, и заявляли права как минимум на три дополнительных диоцеза – Дорчестер (после 1072 г. – Линкольн), Вустер и Личфилд. Во время поездки в Рим осенью 1071 г. архиепископ Томас обратился к папе Александру II с просьбой решить вопросы о первенстве и о разделе диоцезов; в качестве авторитета он ссылался на папу Римского Григория I Великого (около 590 – 604 гг.), который в одном из посланий заявлял, что английские церковные провинции должны быть равными по статусу, и первенство должно определяться исключительно первенством хиротонии соответствующих предстоятелей. Возражая на этот довод, Ланфранка заявил, что Григорий I Великий рассуждал о кафедрах Йорка и Лондона, а не Йорка и Кентербери; согласно Ланфранку, кафедра Кентербери со временем законно получила особый статус высшей кафедры Англии. Исследователи полагают, что из опасения испортить отношения с королём Вильгельмом I папа Римский Александр II не захотел выносить окончательное решение и указал, что спор должен быть решён путём исследований существовавших прежде традиций прелатами Англии в присутствии короля. Соответствующие собрания состоялись в рамках заседаний королевского совета и королевского суда в Уинчестере (8 апреля 1072 г.) и в Виндзоре (27 мая 1072 г.). Для защиты своей позиции Ланфранк представил исторические свидетельства о примате Кентерберийских архиепископов, подтверждавшие, что эти архиепископы рукополагали епископов и судили клириков во всех диоцезах Англии, в том числе в Йорке и в трёх спорных диоцезах. Помимо этого он предложил подборку «привилегий и писаний» («privilegia atque scripta») Римских пап, начиная с Григория I Великого и заканчивая Львом IX. Согласно предположению Генриха Бёмера (1869–1927 гг.), это были ставшие впоследствии широко известными девять документов, которые уже в XII в. при рассмотрении в Риме были признаны поддельными. Г. Бёмер считал, что инициатором изготовления этой подделки был Ланфранк, нуждавшийся в дополнительных аргументах для защиты своей позиции (в XX в. эти фальсифицированные документы иногда упоминались в литературе как «подделки Ланфранка»).

 



 
PR-CY.ru