ЛАНФРАНК - Страница 5

Исследователи полагают, что Ланфранк одним из первых узнал об учении Беренгария Турского, который начал высказывать отличающиеся от общепринятых мнения относительно евхаристии около 1047 г.; Ланфранк мог выступать против отдельных тезисов Беренгария Турского во время лекций в монастыре Бек, однако свидетельств о более широкой полемике Ланфранка с Беренгарием Турским в 1047–1049 гг. нет. Как следует из позднейшего свидетельства самого Ланфранка, когда письмо Беренгария Турского было доставлено в монастырь Бек, он находился в поездке с папой Римским Львом IX, вследствие чего узнал о письме лишь позднее. Однако содержание письма стало известно неким нормандским клирикам, которые, превратно истолковав его текст, заподозрили Ланфранка в тайном согласии с Беренгарием Турским и отправили письмо для разбирательства в Рим. Письмо стало предметом обсуждения на Римском соборе 1050 г., где Ланфранк смог убедительно продемонстрировать собственную непричастность к заблуждениям Беренгария Турского, которого Собор осудил без его личного присутствия. Впоследствии Ланфранк подчёркивал, что на Соборе он доказал верность церковному учению «не путём умозаключений, но путём ссылок на незыблемые церковные авторитеты», т.е. на изречения отцов церкви. Против учения Беренгария Турского Ланфранк выступал также на Верчелльском соборе; хотя Беренгарий Турский был вызван на Собор для дачи объяснений, он не смог приехать, т.к. был в это время помещён под арест по распоряжению французского короля Генриха I. Собор не издал постановлений относительно самого Беренгария Турского, однако объявил еретическим и подлежащим сожжению сочинение Иоанна Скота Эриугены (т.е. Ратрамна), на которое ссылался Беренгарий Турский. Ланфранк не принимал заметного участия в выработке решений Собора, однако целиком поддержал их. Освободившись из заключения осенью 1050 г., Беренгарий Турский обратился за поддержкой к герцогу Вильгельму и со свитой герцога прибыл в Брион. Здесь по распоряжению герцога Вильгельма состоялось публичное обсуждение нормандскими теологами и католическими клириками учения Беренгария Турского в его присутствии; в обсуждении принимал участие и вернувшийся из Италии Ланфранк. Участники обсуждения поддержали решения Верчелльского собора и объявили несостоятельными ссылки Беренгария Турского на учение отцов церкви; по итогам обсуждения проповедь мнений Беренгария Турского в Нормандии оказалась под запретом. О прямой дискуссии между Беренгарием Турским и Ланфранком во время обсуждения свидетельств нет; впоследствии Беренгарий Турский утверждал, что Ланфранк ни разу не отважился вести с ним спор лицом к лицу. Исследователи полагают, что Ланфранк не принимал непосредственного участия в последующих церковных Соборах, которые рассматривали учение Беренгария Турского и в ходе которых были выработаны опровергавшие его взгляды формулировки евхаристического богословия католической церкви, хотя есть сторонники гипотезы о том, что он присутствовал на Римском соборе 1059 г. Однако даже если Ланфранк не был в Риме лично, он активно поддерживал деятельность основного римского противника Беренгария Турского, кардинала Гумберта (ум. в 1061 г.), и одобрил выработанное кардиналом изложение католического евхаристического учения в духе крайнего реализма, с которым Беренгарий Турский был вынужден согласиться на Римском соборе 1059 г.

 



 
PR-CY.ru