ЛАНФРАНК - Страница 22

В XX в. в одной из глосс к Псалтири, восходящей, как полагают исследователи, к ученикам Иво Шартрского, были обнаружены два кратких фрагмента, подписанные именем Ланфранка, которые относятся к Пс. 13:3 и Пс. 17:30. Хотя это может служить подтверждением предположения о том, что Ланфранк составил полную глоссу к Псалтири, впоследствии утраченную, исследователи не исключают и того, что он делал лишь вспомогательные заметки к отдельным местам Псалтири, которые были частично скопированы его учениками или переписчиками. Источники подтверждают как практику учеников записывать отдельные мнения Ланфранка, так и привычку самого Ланфранка оставлять заметки на полях тех сочинений, которыми он пользовался во время учебных занятий. В различных рукописях сохранились атрибуируемые Ланфранку отрывки, относящиеся к классическим и патристическим текстам: 1) четыре глоссы к местам из сочинений Присциана и Цицерона; 2) заметки на полях сочинения «О граде Божием» Августина Блаженного и сочинение «Толкование на Книгу Иова, или Нравственные толкования» Григория I Великого; 3) заметки к сочинению «Собеседования» Иоанна Кассиана Римлянина. Во всех случаях речь идёт лишь об отрывочных и о весьма кратких заметках, а не о полных глоссах или комментариях. В средневековых библиотечных каталогах упоминаются сочинения «О диалектике» и «Вопросы Ланфранка», однако никаких других следов их существования обнаружено не было. Опубликованные в PL под именем Ланфранка сочинения «О тайне исповеди» и «Слово, или Сентенции» исследователи считают неподлинными, как и ряд других сочинений и отрывков, атрибуируемых Ланфранку в отдельных рукописях и изданиях. Канонический свод «Собрание Ланфранка» («Collectio Lanfranci») исследователи считают средневековой сокращённой и переработанной версией «Лжеисдировых декреталий» и разделяют на две части: в первой части содержится значительно сокращённая версия подлинных и фальсифицированных папских декреталий, начиная с Климента, епископа Римского (I – начало II вв.), и заканчивая папой Римским Григорием II (715–731 гг.); во второй части представлены почти без сокращений каноны и постановления Вселенских и поместных Соборов, начиная с первого Вселенского собора (325 г.) и заканчивая вторым Севильским собором (619 г.). Где именно возник свод и кем был составлен – исследователям неизвестно. Наиболее ранняя рукопись, датируемая XI в., содержит замечание от имени Ланфранка, в котором утверждается, что Ланфранк повелел изготовить копию канонического свода, хранившегося в монастыре Бек, и доставить её в Англию. Этот первоначальный экземпляр находился в Кентерберийском соборе; с него были сделаны списки, предложенные Ланфранком английским епископам для использования в качестве канонического руководства. На полях рукописи присутствуют многочисленные пометки; некоторые исследователи выдвигали гипотезу, что их автором является Ланфранк, и пытались обосновать это наличием смысловых параллелей между пометками и ссылками на соответствующие каноны в письмах Ланфранка. Однако эта связь прослеживается не всегда; она может иметь внешний характер и объясняться общностью канонического источника. Таким образом, хотя не подлежит сомнению, что Ланфранк в Англии использовал «Собрание Ланфранка», у исследователей нет веских оснований считать, что он был составителем или комментатором свода.



 
PR-CY.ru