КЛЕРК Джон - Страница 4

Папа Римский согласился на официальное представление книги на заседании консистории; объявил, что направит ответное послание королю после представления книги; одобрил рассылку книги европейским правителям и попросил Джона Клерка раздать несколько экземпляров кардиналам для ознакомления. Одним из получивших трактат членов Римской курии был кардинал Лоренцо Кампеджо (1474–1539 гг.), который в письме Томасу Уолси от 19 сентября 1521 г. называл сочинение «золотой книгой» («aureus libellus») и расточал многочисленные похвалы королю Генриху VIII, который, по словам Лоренцо Кампеджо, «был поистине вдохновлён не человеческим, но ангельским и небесным духом» при написании книги. Следуя указаниям Томаса Уолси, Джон Клерк добивался того, чтобы официальное представление книги папе Римскому Льву X состоялось с максимальной торжественностью. В письме Томасу Уолси от 25 сентября 1521 г. он сообщал, что папа Лев X согласился на представление ему книги «в открытой консистории» («in opyn Consistory»), т.е. в ходе публичного заседания консистории кардиналов, за которым могли наблюдать все желающие. Впоследствии, однако, папа изменил решение, сославшись на то, что публичное заседание может вызвать скандал и привести к волнениям в Риме, где среди низшего духовенства и мирян было достаточно явных и тайных сторонников Мартина Лютера. Джон Клерк был вынужден согласиться на представление в «тайной консистории», т.е. в присутствии лишь папы Римского, кардиналов и высшего духовенства курии. Заседание консистории, на котором Джон Клерк представил трактат, состоялось 2 октября 1521 г.; на нём присутствовало около двадцати человек. По указанию папского церемониймейстера Джон Клерк произнёс обращённую к папе речь, стоя на коленях в центре зала заседаний. В первой части речи Джон Клерк указывал на широкое распространение по всей Европе «пагубного учения Мартина Лютера», которое, по словам Джона Клерка, берёт начало «из ереси гуситов», т.е. последователей Яна Гуса (около 1370 – 1415 гг.). Джон Клерк отмечал, что после знакомства с сочинениями Мартина Лютера король Генрих VIII решил написать против них книгу и посвятить её папе Римскому. При описании заблуждений Мартина Лютера Джон Клерк не жалел ярких метафор и риторических приёмов, называя его «разрушителем христианской религии», автором «невыносимых богохульств», «злодеем, решившим порвать на части нетканую ризу Христову и произвести возмущение в Церкви Божией», «трижды апостатом». По словам Джона Клерка, Мартин Лютер борется против того, что все католики считают святым: «...Против церковной иерархии, Святого Престола и Камня, положенного Самим Богом», а потому «против всего тела Церкви Божией». В лютеранстве, по утверждению Джона Клерка, «разрушен обет целомудрия; упразднены святые посты, религиозные обеты, обряды, церемонии, богослужение, торжество мессы»; таинства совершаются как кому заблагорассудится и упрощаются настолько, что в конце концов превращаются в ничто.

 



 
PR-CY.ru