КРАСНОХОЛМСКИЙ АНТОНИЕВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 2

Среди них – древнейший из известных документов монастыря, сохранившихся в оригинале, – выкупная запись Серко Федорова сына Олвсофиева и Семёна Дмитриева сына Олвсофиева на «половину деревни Медведева у игумену у Енатия з братиею щнтонова монастыря» 1545/1546 г. (Российский государственный архив древних актов). Копии отдельных актов Краснохолмского Антониева мужского монастыря отложились также среди документов экономических казначеев в Углицкой провинции (Российский государственный архив древних актов) и в составе грамот Коллегии экономии по Бежецкому уезду (Российский государственный архив древних актов). Основной письменный источник сведений по истории Краснохолмского Антониева мужского монастыря – «Летописец о зачатии Бежицкого верху Николаевского Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании в обитель сию великих князей и боляр и прочих благодетелей», составленный неизвестным автором, как полагают исследователи, насельником, в конце XVII в. В нём содержатся сведения об основании и о ранней истории обители. Первая дата «Летописца» – основание Краснохолмского Антониева мужского монастыря в 1461 г., последняя (1593 г.) – земельное пожалование в монастырь «по своей душе и по своих родителех» от А.И. Маслова. Рукописный оригинал «Летописца», хранившийся изначально в архиве монастыря, в 1778 г. был отослан в Тверскую духовную консисторию. В XVIII в. с оригинала «Летописца» были сделаны две копии, одна из которых осталась в монастыре, другая – в консистории (текст «Летописца» был напечатан). Комплекс письменных источников дополняют материалы археологии. В 1991 г. и 1995–1996 гг. на территории Краснохолмского Антониева мужского монастыря работали экспедиции Валентина Александровича Булкина и Алексея Маратовича Салимова. Фотографии монастыря представлены в фондах Центрального государственного архива кинофотодокументов Санкт-Петербурга, Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева, Института истории материальной культуры РАН. Церковная утварь из монастыря после революции была передана в государственные музеи, отдельные предметы присутствует в фондах Тверского государственного объединённого музея,  Московского государственного объединённого художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Коломенское». Согласно монастырскому «Летописцу», Краснохолмский Антониев мужской монастырь был основан «священноиноком пустынножителем старцем» преподобным Антонием, который пришёл с земель белозерских. Оказавшись в Городецке (ныне город Бежецк Тверской области) в пределах вотчинных владений бояр Нелединских-Мелецких, старец заболел. Выздоровев, преподобный Антоний решил поселиться недалеко от города в уединённом месте. По прошению старца землевладелец А.В. Нелединский-Мелецкий позволил ему построить часовню у рек Неледина и Могоча. Вскоре к пустынножителю стали приходить люди, постепенно собралась братия, и возник монастырь. По одному из преданий, однажды ночью преподобный Антоний увидел из окна кельи необыкновенный свет. На том месте, где увидел «чудное зрелище», он обрёл на дереве икону Николая Чудотворца.

 



 
PR-CY.ru