КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 5

Явленная Казанская икона помещалась в киоте в двух рамах с серебряными позолоченными окладами. На внутренней раме, по мнению исследователей, рубежа XVI и XVII вв., размещалось 11 клейм с изображениями праздников («Зачатие Пресвятой Богородицы» («Встреча Иоакима и Анны»), «Рождество Пресвятой Богородицы», «Введение во храм Пресвятой Богородицы», «Благовещение», «Рождество Христово», «Собор Пресвятой Богородицы», «Сретение Господне», «Успение Пресвятой Богородицы», «О Тебе радуется», «Похвала Пресвятой Богородицы», «Покров Пресвятой Богородицы»), в последнем, двенадцатом клейме было представлено обретение Явленной Казанской иконы, на полях рамы изображены святые. Оклад внутренней рамы сделан в 1806 г. на средства настоятельницы монастыря игуменьи Софии (Болховской) и жертвователей к завершению строительства в монастыре нового каменного Казанского собора (1798–1808 гг.). Внешняя рама, очевидно XVII или XVIII в., с клеймами чудес имела оклад 1739 г. с овальными и фигурными обрамлениями клейм барочных форм, выполненный на средства полковника Андрея Ивановича Змеева с супругой, о чём свидетельствовали надписи в картуше внизу оклада. Внутренняя рама вынималась из внешней и имела внизу ручки для несения чудотворного образа в крестных ходах. В новом соборе Казанского девичьего монастыря чудотворный образ в рамах стоял в иконостасе слева от царских врат, он был помещён в большой деревянный киот в виде портика, к которому с боковых сторон вели лестницы из ильмового дерева (из вяза). Во второй половине XIX в. Явленная Казанская икона воспроизводилась на литографиях со стилизованными декоративными мотивами праздничной ризы и особенно часто – будничной ризы, с изображением двойной нитки крупного жемчуга и двух бриллиантовых подвесок (исследователи просят учитывать, что литографии не передавали первоначальный характер ликов иконы). Исследователям известны списки Явленной Казанской иконы рубежа XIX и XX вв. с надписью внизу: «Мра и подобе вленной иконы Казанскыя Пре(с)ты Бцы», выполненные под влиянием стилистики академической живописи и литографий второй половины XIX в. (частные собрания). В ночь на 29 июня 1904 г. Явленная Казанская икона, почитавшаяся уже как общерусская святыня – «Заступница усердная рода христианского» (Акафист Казанской иконе Божьей Матери), – была похищена из Казанского девичьего монастыря шайкой 28-летнего Варфоломея Стояна (происходил из крестьян села Жеребец Александровского уезда Екатеринославской губернии (ныне Кирово Ореховского района Запорожской области, Украина), по ремеслу кузнец, промышлял карманными кражами с 14–15 лет, назывался Чайкиным: Чайкин – прежде известный разбойник в Казанском крае). Зимой и весной 1904 г. та же шайка ограбила Благовещенский собор в Казани, Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле, Смоленскую церковь в Рязани, Казанскую церковь в Туле. Драгоценности сбывались в Казани евреям-скупщикам. Воры вскоре были пойманы, и в ноябре 1904 г. в Казани состоялся судебный процесс. Однако что стало с чудотворной иконой, в ходе следствия окончательно выяснить не удалось. Были найдены следы драгоценного оклада (жемчуг, драгоценные камни, разрезанная на куски риза червонного золота).

 



 
PR-CY.ru