КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 4

Исследователи отмечают, что Явленная Казанская икона отличается от традиционных поясных икон Божьей Матери «Одигитрия» типа Смоленской и относится к особому типу Божьей Матери «Одигитрия» со стоящим Младенцем Христом. На некоторых русских иконах XV в. с оплечным изображением Богоматери Младенец изображён стоящим (Исторический музей). Образы Богоматери со стоящим Младенцем (поколенно и в полный рост) XIII–XIV вв. известны исследователям в храмах Италии. Никодим Павлович Кондаков в заметках к неизданному тому «Лицевого иконописного подлинника», посвящённому иконографии Божьей Матери, высказал мнение о влиянии на иконографию Казанской иконы итальянских образов Богоматери со стоящим Младенцем эпохи Возрождения (Санкт-Петербургский филиал архива РАН). Это отмечалось исследователями и позднее. На Руси иконографические изводы западного христианского искусства, имевшие влияние на русскую иконопись, получали содержание, обусловленное православной догматикой. Новгород XVI в., имевший широкие культурные связи, мог быть той художественной средой, где новшество иконографии было переработано в соответствии с каноном иконного образа. Наиболее ранний сохранившийся оклад на Казанскую икону исследователи относят к новгородской культуре и датируют концом XVI – началом XVII в. (Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник). Исследователи отмечают, что «греческий» тип ликов Явленной Казанской иконы характерен для московской и новгородской иконописи середины – второй половины XVI в. Изображение Явленной Казанской иконы в драгоценной праздничной ризе известно исследователям по фотографии конца XIX в. (Российский государственный исторический архив). Её иконография традиционна, под сильно потемневшим покрытием угадываются черты лика Богородицы с большими глазами и удлинённым носом (считалось, что икона никогда не поновлялась). Сохранилась происходящая из Казанского девичьего монастыря древнейшая пелена конца XVI в. с изображением Казанской иконы (27,5×24,5 см; Национальный музей Республики Татарстан), на её полях – начало тропаря иконе. Судя по характеру шитья, исследователи сделали  вывод, что она была создана в местной мастерской. Лик Богоматери с огромными глазами обладает необыкновенной выразительностью, свидетельствуя о непосредственном восприятии святыни создателями пелены. Исследователи предполагают, что именно эта пелена висела под Явленной Казанской иконой, пелена и известные исследователям ранние списки имеют один иконографический извод. К Явленной Казанской иконе было несколько риз. Праздничная надевалась на Рождество Христово, Пасху и в дни празднования Казанской иконы, будничная, или повседневная, – в остальные дни. Праздничная риза была золотой. На неё надевалась другая риза, низанная крупным жемчугом, бриллиантами, изумрудами, алмазами, яхонтами и другими драгоценными камнями. Будничная, не менее драгоценная, московской работы, сплошь низанная жемчугом, имела золотые венцы с бриллиантовыми розами, множеством других бриллиантовых украшений и драгоценных камней. В 1767 г. императрица Екатерина II приложила к иконе бриллиантовую корону.

 



 
PR-CY.ru