КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 2

Тогда мать тотчас пошла с дочерью к воеводам, но они не поверили им. Мать, прослезившись, повела Матрону к архиепископу, но и он не внял их речам. Мать поведала людям о чудной иконе, те удивлялись, но тоже не верили ей, она же взяла заступ и стала копать в указанном месте. Копали и другие, но ничего не находили. Когда же на пепелище дома, на месте, где была печь, начала копать Матрона, то на глубине чуть более двух локтей (около метра) она обрела небольшую икону Божьей Матери, завёрнутую в ветхий суконный рукав однорядки (верхней одежды) вишнёвого цвета. Икона сияла, как только что написанная. Вскоре собрался народ, послали весть к Иеремии, архиепископу Казанскому и Свияжскому (1576–1581 гг.). Архиерей повелел звонить в колокол и крестным ходом со всем освященным собором пришёл на место явления. Увидев образ, он дивился его необычному виду («переводу», иконографии) и молился с плачем о прощении согрешений. Воеводы также слёзно просили милости и каялись в нерадении и неверии. Народ с радостью воздавал хвалу Спасителю и Богородице. По благословению архиепископа будущий митрополит Гермоген (тогда священник по имени Ермолай, как полагают исследователи) благоговейно взял икону, и крестным ходом её понесли в ближайшую церковь во имя Николая Чудотворца (Николы Тульского), где был отслужен молебен. Далее огромный крестный ход направился в Благовещенский собор Казанского кремля. По пути от явленной иконы прозрел проситель милостыни Иосиф, не видевший три года (в «Повести…» указано как чудо 1. Когда икону внесли в собор, исцелился слепец Никита (чудо 2). На следующий день архиепископ Иеремия совершил в соборе Божественную литургию. С обретённой иконы сделали список, составили описание её явления и чудес и послали в Москву царю Ивану IV Васильевичу Грозному и его сыновьям Ивану и Фёдору, которые также дивились, «яко такова образа переводом нигде же не видеша». Царь Иван повелел поставить на месте явления образа церковь, кельи, ограду и устроить там девичий монастырь для сорока сестёр (см. ст. Казанский Богородицкий мужской монастырь), выделив средства из государевой казны. Построенную вскоре деревянную церковь девичьего монастыря освятили в честь Богородицы «Одигитрии» («во имя святыя Богородицы честнаго Ея Одигитрия»). Туда явленная икона крестным ходом была перенесена из Благовещенского собора. Вторая церковь монастыря (тёплая деревянная с трапезной) была освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Насельницей девичьего монастыря стала Матрона, получившая в постриге имя Мавра. В монастыре от иконы продолжали совершаться чудеса. В «Повести…» описано 16 чудес. Помимо двух первых приведены следующие чудеса исцелений: некоего человека из Свияжска, одержимого «лютой» болезнью (чудо 3); слепого младенца, который внезапно начал осязать лицо матери и «яблоко нача хватати», принесённое по повелению архиепископа (чудо 4); от болезни ног жены боярского сына Ивашки по прозвищу Кузьминский (чудо 5); сухорукой жены поселянина, жившего в веси боярского сына Василия Рагозина (чудо 6); больного ногами Исаака, по прозвищу Бык, из Казани (чудо 7); от болезни глаз жены попа Григория Елены из села Тагашева (чудо 8); от болезни глаз ключника инока Иосифа (чудо 9); бывшего «во иступлении ума» Козьмы Окулова из Лаишева (чудо 10); от слепоты (не видела сорок дней) Пелагеи из Казани (чудо 11); от «трясовицы» и болезни глаз Трофима Ларионова из Самары (чудо 12); от беснования жены свияжского попа Ивана Домны (чудо 13); от болезни рук и ног жены скорняка из Казани Дмитрия Домны и её дочери Неонилы (чудо 14); от беснования Афанасея Ерофеева из Ярославля (чудо 15); от болезни ног жившего в одной келье с митрополитом Гермогеном инока Арсения, называемого Высокий (впоследствии архимандрит Спасо-Преображенского монастыря, чудо 16).

 



 
PR-CY.ru