КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 82

В клеймах (слева направо) иллюстрируются кондаки и икосы Акафиста Пресвятой Богородице: 1) Кондак 1. «Взбранной Воеводе победительная…» – изображена композиция «Чудо от Ризы Богородицы в Константинополе»; 2) Икос 1. «Ангел предстатель…», кондак 2. «Видящи Святая Себе в чистоте…» – «Благовещение»; 3) Кондак 13. «О, Всепетая Мати…» – Богоматерь на престоле с предстоящими; 4) Икос 2. «Разум недоразумеваемый…», кондак 3. «Сила Вышняго осени тогда…» – «Благовещение у кладезя»; 5) Икос 3. «Имущи Богоприятную Дева утробу…» – «Встреча Марии и Елисаветы»; 6) Кондак 4. «Бурю внутрь имея…» – Дева Мария и Иосиф; 7) Икос 4. «Слышаша пастырие…» – «Рождество Христово»; 8) Кондак 5. «Боготечную звезду…» – «Путешествие волхвов со звездой»; 9) Икос 5. «Видеша отроцы халдейстии…» – «Волхвы приносят дары Богомладенцу»; 10) Кондак 6. «Проповедницы богоноснии бывше волсви…» – «Обратный путь волхвов»; 11) Икос 6. «Возсиявый во Египте…» – «Бегство в Египет»; 12) Кондак 7. «Хотящу Симеону…» – «Сретение Господне»; 13) Икос 7. «Новую показа тварь…» – «Иисус Христос благословляет апостолов на проповедь»; 14) Кондак 8. «Странное рождество видевше…» – Христос на престоле с предстоящими Божьей Матерью и святым Иоанном Предтечей (Деисус); 15) Икос 8. «Весь бе в нижних, и вышних…» – Иисус Христос с предстоящими, в небесном сегменте – Божья Матерь «Знамение»; 16) Кондак 9. «Всякое естество ангельское…» – Иисус Христос на престоле в окружении небесных чинов; 17) Икос 9. «Ветия многовещанныя…» – Божья Матерь с Младенцем на престоле с предстоящими святителями, внизу – проповедники (витии) со свитками; 18) Кондак 10. «Спасти хотя мир…» – «Шествие Иисуса Христа на Голгофу»; 19) Икос 10. «Стена еси девам, Богородице Дево…» – Божья Матерь с омофором в облаках с предстоящими девами; 20) Кондак 11. «Пение всякое побеждается…» – благословляющий Христос в сиянии славы с предстоящими; 21) Икос 11. «Светоприемную свещу…» – Божья Матерь в мандорле со свечой и с жезлом, по сторонам – коленопреклонённые предстоящие; 22) Кондак 12. «Благодать дати восхотев…» – «Воскресение Христово» («Сошествие во ад»); 23) Икос 12. «Поюще Твоё Рождество…» – моление перед иконой Божьей Матери «Знамение», поддерживаемой ангелами. Рама являлась важной частью убранства интерьера собора Рождества Христова (вновь освящён в 1778 г.). Мастера работали над рамой одновременно с новым иконостасом, иконы для которого писались ведущей артелью известных онежских иконописцев Богдановых-Карбатовских. С подписными иконами Ивана Ивановича Богданова-Карбатовского раму сближают манера письма личного с белильными высветлениями по розовато-коричневатому охрению, цвет одежд «травного» оттенка в сочетании со светло-фиолетовым и с оранжевато-красным и их проработка золотом; с иконостасными иконами праздников – построение композиций, с ощутимым «барочным» движением фигур, характер архитектурных фонов. Киот, в котором помещалась Казанская Каргопольская икона Божьей Матери в раме, ныне стоит в соборе Рождества Христова на первоначальном месте, у северо-восточного столба. Его резьба по мотивам декора и характеру исполнения, по мнению исследователей, близка к резьбе иконостаса собора. Из собора Рождества Христова происходит небольшого размера Казанская икона – одна из ранних икон, написанных на Каргополье (первая половина XVII в., Каргопольский историко-архитектурный музей-заповедник; 24,1×18,5 см).



 
PR-CY.ru