КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ (празднование 8 июля, 22 октября) – одна из главных русских святынь, связанная с важнейшими событиями истории Российского государства и Русской православной церкви XVI – начала XXI вв. Явилась в Казани 8 июля 1579 г., в царствование Ивана IV Васильевича Грозного. Списки иконы получили широчайшее распространение, многие прославились как чудотворные. Наиболее значимыми в русской истории стали три Казанские иконы: Явленная в Казани, Московская и Петербургская (Санкт-Петербургская). О явлении и об обретении иконы Богородицы в Казани исследователям известно из Повести «самовидца» и участника обретения святыни Гермогена, первого митрополита Казанского (впоследствии патриарх Московский и всея Руси; ум. в 1612 г.), в бытность его священником казанской церкви Николая Чудотворца при Гостином дворе. Повесть под названием «Месяца Июля в 8 день. Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы честнаго и славнаго Ея Явления образа иже в Казани. Списано смиренным Ермогеном митрополитом Казаньским» завершена в 1594 г. и сохранилась в авторской рукописи (частично переписана писцами; Исторический музей). Исследователям известны многочисленные списки «Повести…» XVII–XIX вв., её краткое изложение приводится в Прологах. Впервые «Повесть…» издана под названием «Сказание о явлении чудотворной иконы Пречистыя Богородицы во граде Казани» (Казань, 1871 г.), затем её опубликовал казанский историк и миссионер протоиерей Евфимий Малов. В 1880 г. была напечатана авторская рукопись «Повести…», сверенная с оригиналом синодальным ризничим архимандритом Иосифом. К 300-летию мученической кончины патриарха Гермогена в 1912 г. осуществлено фототипическое издание «Повести…» с анализом её почерков, также «Повесть…» вышла в переложении на русский язык протопресвитера Успенского собора Московского Кремля Николая Александровича Любимова, существовало и издание лицевой «Повести…». Впоследствии «Повесть…» неоднократно переиздавалась. В «Повести…» сообщается о явлении иконы: 23 июня 1579 г. Казань пострадала от сильного пожара, начавшегося недалеко от кремля, у церкви Николая Чудотворца (так называемого Николы Тульского), во дворе «некоего воина царева» Данилы Онучина. Огонь перекинулся на кремлёвские постройки – Спасо-Преображенский монастырь и царский двор, выгорел почти весь посад. Пожар вызвал брань на христиан. Для укрепления православной веры, которая стала подвергаться поруганию, Бог «яви от земли» чудотворную икону Божьей Матери с Младенцем Христом. Икона неоднократно являлась во сне «дщи юной десяти лет сущей» по имени Матрона, дочери стрельца (в повести подчёркивается: ни архиерею, ни начальнику града, ни вельможе или богатому, ни мудрому старцу, а чистой девице). Она повелевала поведать о ней архиепископу и воеводам города, чтобы те вынули её из земли в указанном месте. О явлениях иконы девица рассказывала матери, но та не верила ей. В один из дней в полдень икона вновь явилась Матроне, но уже «огненным образом, лучи испущая огнены, пресветлы и страшны». От видения девица упала на землю и лежала «яко мертва» несколько часов, а затем «возопи велиим гласом» к матери.

 



 
PR-CY.ru