КАФОЛИЧЕСКИЕ ПОСЛАНИЯ, Соборные послания - Страница 8

Для усиления своего увещания к терпеливому перенесению страданий апостол указывает на примеры ветхозаветной истории: на пророков, которые терпели преследования со стороны народных властей, на великого ветхозаветного страдальца Иова, вознаграждённого потом за свои страдания Богом. Без связи речи затем апостол увещевает не злоупотреблять клятвой, т.е. божбой, почти в тех же словах, как Сам Господь в Мф. 5:33–37. Во всех обстоятельствах жизни, как скорбных, так и радостных, надо обращаться к Господу с молитвой или прошения, или хвалы и благодарения. В болезнях апостол повелевает пользоваться врачеванием от пресвитеров церковных через помазание от них болящего елеем с молитвой: «Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». Здесь содержится указание на апостольское происхождение таинства елеосвящения, совершавшегося собором пресвитеров, почему оно и называется ещё «соборованием». Протестанты видят в этом обыкновенное врачевание елеем. Целый ряд черт в этих словах апостола указывает, что это не простое врачевание, а именно таинство: повелевается призвать пресвитеров, или старейшин (как можно перевести буквально) церковных, а не светских, они должны сотворить молитву над болящим, призывается не один, а несколько пресвитеров, что для простого помазания не было бы нужно, поскольку просто помазать елеем может и один человек; странно было бы указывать елей как врачебное средство от всех болезней, если бы речь шла о простом врачевании, а не о таинстве, в котором елей служит только видимым веществом; не елей, а «молитва веры исцелит болящего», и наконец, болящему отпускаются грехи. Всё это не оставляет сомнений в том, что апостол говорит здесь именно о таинстве. Для исцеления от духовных недугов (грехов) апостол советует христианам исповедовать друг другу согрешения. Связь с предыдущими словами о таинстве елеосвящения через союз «и» даёт основания полагать, что здесь имеется в виду исповедь перед духовником, т.е. то же таинство покаяния, которое обычно соединяется с таинством елеосвящения. «Много может усиленная молитва праведного» – под «праведными» здесь разумеются те люди, молитва которых более совершенна. Здесь, конечно, имеются в виду не только обладающие личной праведностью, но опять-таки пресвитеры, наделённые особым благодатным полномочием молиться за людей и совершать таинства. В пример того, как много может молитва праведного, апостол приводит молитву пророка Илии, заключившего небо и затем вновь отверзшего. Чтобы не подумали, что этот пример не идёт для обыкновенных людей, апостол говорит, что «Илия был человек, подобный нам», т.е. одинаковой со всеми людьми природы. В заключение апостол говорит о величии миссионерского служения, имеющего целью обратить на путь правой веры уклонившихся от пути истины: «Обративший грешника от ложного пути его спасёт душу от смерти и покроет множество грехов». Говоривший ранее о необходимости добрых дел – дел милости телесных, апостол говорит здесь о несравненно более важных добрых делах – делах милости духовной, имеющей особенно высокую цену в очах Божьих.

 



 
PR-CY.ru