КАФОЛИЧЕСКИЕ ПОСЛАНИЯ, Соборные послания - Страница 7

Призывая к этому христиан, апостол указывает на несообразность того, что мы одним и тем же языком благословляем Бога и проклинаем людей. Ввиду обоюдоострого значения человеческого слова учить других имеет право только тот, кто укротил в себе греховную распущенность в слове и приобрёл, таким образом, истинную мудрость. Сущность христианской мудрости в том и заключается, что она есть не только голое знание, но и сама жизнь. Кто обладает подлинной христианской мудростью, тот чист в своих побуждениях и намерениях, кроток, скромен в желаниях, послушен старшим, т.е. подчиняется авторитету, полон милосердия и добрых дел. В противоположность этой небесной мудрости, есть мудрость «земная, душевная, бесовская», источник которой отец лжи – дьявол; характерные проявления этой мудрости – зависть и сварливость, и в результате её влияния получается неустройство и всё худое. В четвёртой главе апостол показывает плоды проповеди мудрости бесовской в общественной жизни. Проповедники этой мудрости тешат низменные вожделения людей, прививают любовь к земным благам и внушают горделивую мысль, что человек сам, собственными усилиями, без помощи Божьей может достигнуть и счастья, и благополучия. Горькая действительность безжалостно разрушает эту самонадеянную и легкомысленную теорию устроения земного благополучия: в результате насаждения этой земной мудрости, господства её между людьми получается только вражда и распри во взаимных отношениях людей. Чрезмерная привязанность к земным благам и горделивая самонадеянность есть измена Богу и служение дьяволу. Поэтому «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать». Апостол и учит, поэтому, сокрушению о грехах своих и смирению, поскольку лишь это нравственно возвышает человека. Без особой связи речи апостол даёт дальше наставление не злословить друг друга и не осуждать, ибо суд принадлежит Единому Богу, учит также не тщеславиться, ибо тщеславие ведёт к гордости. Призывая христиан покориться Богу и противостать внушениям дьявола, апостол в пятой главе обличает жестокосердых богачей, угрожая им карой Божьей, которая превратит в ничто всякое земное богатство. Вместе с тем он увещевает страждущих от преследований богатых и, само собой разумеется, всех вообще христиан терпеливо переносить страдания и все жизненные невзгоды. Пределом этого долготерпения указывается пришествие Господне. Увещание к терпению подкрепляется указанием на земледельца: как он терпеливо ждёт плодов на своей жатве, так и христианин должен терпеливо ожидать плодов от своей жизни, когда явится Христос во славе Своей и воздаст каждому по делам его. «Пришествие Христово приближается» (точнее: «приблизилось»). Апостолы часто говорят о близости второго пришествия Христа. Оно действительно близко по внутренней нравственной связи второго пришествия с первым, поскольку с момента пришествия Христа на землю наступила последняя эпоха мира, как называли эту эпоху ещё ветхозаветные пророки (например, Ис. 2:1; 4:2). Второе Пришествие Христа потому близко, что мы не знаем ни дня, ни часа его и должны быть всегда готовы встретить его.

 



 
PR-CY.ru