КАФОЛИЧЕСКИЕ ПОСЛАНИЯ, Соборные послания - Страница 4

Со времени Евсевия Кесарийского всякие сомнения в подлинности этого послания прекращаются, послание признано всей церковью и внесено в канон священных новозаветных книг. Общий характер послания чисто нравоучительный, причём нравственные увещания апостола отличаются особой силой, возвышенностью и аскетической строгостью. Изложение отрывочно, носит тон особенной важности и вместе с тем любвеобильности. Состоит послание всего из пяти глав. Материал по главам расположен таким образом. Глава первая: Надписание и приветствие. Учение об искушениях, о мудрости и молитве, о ничтожности богатства. Источник искушений – не Бог. Об обуздании гнева и языка и исполнении закона. Сущность подлинного благочестия. Глава вторая: Увещание к нелицеприятному отношению к ближним. Учение о взаимоотношении между верой и добрыми делами. Глава третья: Предостережение от самозваного учительства и от необузданности языка. Истинная и ложная мудрость. Глава четвёртая: Обличительная речь против вожделений, против дружбы с миром, против злословия и самонадеянности. Глава пятая: Обличение жестокосердных богачей. Наставление о долготерпении и злостраданиях, о таинстве елеосвящения, об исповедании грехов, об обращении заблуждающихся. В начале послания Иаков, умалчивая о своём апостольском достоинстве, называет себя «рабом Бога и Господа Иисуса Христа». Обычное у древних приветствие «радоваться» в его устах, конечно, имеет особенное высшее значение радости о Господе Иисусе как Искупителе. После приветствия апостол сразу же начинает речь об искушениях, под которыми подразумеваются, несомненно, испытания нашей веры в виде разного рода бедствий, постигающих христианина в земной жизни. Эти испытания закаляют веру и возводят нас всё выше и выше к нравственному совершенству через подвиг терпения. Если в борьбе с искушениями человек чувствует свою слабость, он не должен унывать и малодушествовать. Он должен просить у Бога мудрости преодолеть искушения, «и дастся ему». Добродетель совершённого христианского терпения так высока, что без особой мудрости духовной, подаваемой от Господа Бога, она для слабых человеческих сил недостижима. «Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой» – «да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не твёрд во всех путях своих» – главное условие для получения просимого в молитве – твёрдая несумнительная вера. Это потому, что только через такую веру человек вступает в то нравственное единение с Богом, через которое Божественная благодать может сообщиться душе человека. Исполненный истинной христианской мудрости радостно переносит все испытания и превратности судьбы, богат ли он или беден. «Да хвалится же брат смиренный в высоте своей» – «хвалится» сказано здесь в смысле: «да утешает себя» сознанием высоты своей в перенесении посылаемых Богом скорбей.

 



 
PR-CY.ru