КАФОЛИЧЕСКИЕ ПОСЛАНИЯ, Соборные послания - Страница 3

Предание приписывает Иакову, брату Господню, составление древнего чина Божественной литургии, который до сего времени совершается в Иерусалиме в день его памяти 23 октября. Послание апостола Иакова было назначено и послано «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии», т.е. евреям. Исследователи полагают, что речь автора обращена не только к евреям, принявшим христианство, но и к евреям, ещё не уверовавшим, тем более что те и другие долгое время не очень отделялись друг от друга и, как видно из книги «Деяний святых апостолов», имели даже общие собрания. Апостол Иаков пользовался величайшим авторитетом и среди не уверовавших во Христа евреев, а потому мог обращаться и к ним с властным словом поучения. Выражение «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии» не исключает и евреев, живших в Палестине. Время и место написания послания не указаны. Апостол Иаков скончался около 64 г. По мнению исследователей, послание написано им незадолго до кончины, поскольку состояние христианского общества из иудеев описывается в нём весьма сходно с изображением его в послании апостола Павла к Евреем. Большинство толкователей склоняются к мысли, что оно написано в 55–60 гг. Местом написания был, вероятно, Иерусалим или вообще Палестина, т.к. нет никаких данных о том, чтобы Иаков когда-либо оставлял Палестину. Поводом к написанию послания Иакова были, по мнению исследователей, те скорби, которые переносили иудеи, жившие в рассеянии, как от своих неверующих братий, так и особенно от язычников. Эти испытания были столь велики, что многие, не находя в себе достаточно сил к их перенесению и не умея их согласовать с ожидавшимися от Мессии благами для иудейского народа, стали падать духом и колебаться в вере. Среди внешних бедствий некоторые неправильно смотрели на источник этих бедствий, позволяя себе ропот на Самого Бога, но вместе с тем, думая по-прежнему видеть своё спасение в происхождении от Авраама, они неправильно смотрели на молитву, недооценивали значение добрых дел, из самомнения охотно становились учителями других. При этом богатые превозносились над бедными, вследствие чего велико было пристрастие к мирским благам, а братская любовь охладевала. Всё это и побудило Иакова дать им необходимое нравственное врачевание в виде послания. Из свидетельств Оригена и Евсевия Кесарийского исследователям известно, что подлинность послания Иакова признавалась непререкаемой не всеми в древней церкви, что дало повод и Мартину Лютеру в Новое время сомневаться в его подлинности, т.к. оно содержало неприятное для Мартина Лютера утверждение, что «вера без дел мертва». Однако никто из известных и знаменитых отцов и учителей церкви не высказывал сомнений в его подлинности. Поводом к сомнениям могло быть только то, что не все древнейшие писатели церкви упоминают об этом послании, т.к. в нём мало материала для использования в их апологетическо-полемических трудах, какие по преимуществу появлялись в первые времена церкви. Кроме того, в его надписании ничего не говорится о его апостольском авторитете, т.к. Иаков, по смирению, умалчивает о своём апостольском достоинстве. Зато есть основания полагать, что такие древние христианские писатели, как Климент Римский, автор «Пастыря» Ерма, Ириней Лионский, Климент Александрийский и Тертуллиан, знали это послание. Имеется оно и в древнейшем сирийском переводе II в. Пешито.

 



 
PR-CY.ru