КАФОЛИЧЕСКИЕ ПОСЛАНИЯ, Соборные послания

КАФОЛИЧЕСКИЕ ПОСЛАНИЯ, Соборные послания. Под именем «соборных» разумеются семь посланий, написанных апостолами: одно – Иаковом, два – Петром, три – Иоанном Богословом и одно – Иудой. В составе священных книг Нового Завета они обычно помещаются в русских православных изданиях непосредственно после книги «Деяния святых апостолов». Название «соборные» дано этим посланиям не самими их писателями. Так они названы церковью впоследствии, но, несомненно, очень рано. По свидетельству церковного историка Евсевия Кесарийского, ещё писатель II в. Аполлоний, обличая какого-то монтаниста, выразился, что он, в подражание апостолу Иоанну, написал соборное послание. В каком смысле название «соборный» («кафоликос») присвоено апостольским посланиям? Один из самых душевных христианских писателей Климент Александрийский называет «соборным» послание апостольского Собора в Иерусалиме, обращённое к христианам Антиохии, Сирии и Киликии, о чём повествует 15 глава книги «Деяний». Поскольку это послание обращено не к каким-либо частным лицам или отдельным церквам, а ко всем христианским общинам вообще, то для исследователей ясно, что «соборный» здесь употреблено в смысле «окружной». Из этого исследователи делают вывод, что и послания Иакова, Петра, Иоанна и Иуды потому называются «соборными», что они обращены не к отдельным церквам, как, например, послания апостола Павла, а ко всем христианам. «Соборными» в смысле «окружных» называются первое послание Петра и первое послание Иоанна у Оригена и Дионисия Александрийского. Весь же состав посланий, известных теперь под именем «соборных», назван этим именем в первый раз у историка Евсевия Кесарийского. Хотя второе и третье послания Иоанна имеют частное назначение и потому не подпадают под такое понимание наименования «соборных», они присоединены к первому соборному посланию Иоанна как его дополнения. Как в приложении к церкви со словом «соборный» стали соединять значение истинной, подлинной православной церкви («Экклисиа кафолики» – «церковь соборная»), так в приложении к этим посланиям с именем «соборный» стали соединять понятие послания истинного, подлинного, канонического, заключающего в себе неизменное правило для истинно христианской жизни. В этом значении называет «соборным» послание Иуды Ориген; такой же смысл влагает в это название по отношению ко всем этим посланиям Евсевий Кесарийский. Все семь посланий названы, таким образом, в первый раз историком Евсевием Кесарийским соборными в смысле посланий окружных и имеющих подлинный канонический характер, в отличие от подложных посланий. Постепенно это название было принято всеми и вошло во всеобщее употребление. Отличительный характер соборных посланий сравнительно с посланиями апостола Павла в том, что они содержат более общие и основные вероучительные наставления, в то время как содержание посланий апостола Павла приноровлено к обстоятельствам тех местных церквей, которым он пишет, и имеет, таким образом, более специальный характер, хотя, конечно, не утрачивает своего значения для всех времён и мест в жизни Христовой церкви. Кроме того, в посланиях Павла сильно выделяется личность самого апостола, нередко с историческими указаниями на разные обстоятельства его жизни, с выражением его собственных настроений и чувств радости, скорби, негодования и т.д. Между тем в соборных посланиях личности писателей не выступают наружу: там прямо предлагаются общеобязательные для всех христиан правила веры и благочестия.

 



 
PR-CY.ru