КУНЦЕВИЧ Иосафат - Страница 5

Вторую группу составляют чудеса по обращению в унию как православных, так и представителей других христианских конфессий. По утверждению агиографов, в процессии, осуществлявшей перевоз по Западной Двине тела Иосафата Кунцевича в Полоцк, шли как участвовавшие в нападении на Иосафата Кунцевича православные, так и представители общины кальвинистов, а также многочисленные иудеи, которые оказывали униатам всяческую поддержку. Однако, по мнению ряда исследователей (A. Гиль, Т.А. Кемпа), мученическая смерть Иосафата Кунцевича не повлияла существенным образом на территориальное распространение унии. Одним из главных совершённых Иосафатом Кунцевичем чудес житийная традиция считает переход в унию Смотрицкого (впервые об этом упоминает Иосиф Рутский в письме к секретарю Конгрегации пропаганды веры Франческо Инголи, 10 июля 1627 г.; повторяется в булле Пия IX от 6 июля 1867 г.), которого сторонники Иосафата Кунцевича считали главным подстрекателем к физической расправе над униатским архиепископом. Житийная традиция сообщает, что ещё при жизни Иосафат Кунцевич предлагал Смотрицкому принять унию, обещая в этом случае добровольно отказаться в его пользу от сана архиепископа и вернуться в монашескую келью. В отдельных Житиях Иосафата Кунцевича первой трети – середины XVIII в. встречается легенда об обращении в унию Московского  патриарха Никона: патриарх, посещая в тюрьме пленённых поляков, отобрал у одного из них брошюру с изображением Иосафата Кунцевича и, бросив её в гневе на землю, истоптал ногами, за что был поражён параличом; приказав принести к себе икону Иосафата Кунцевича и моля у него о прощении, Никон якобы обрёл не только физическое здоровье, но и оставил патриаршие палаты, переселившись в заложенный им же монастырь, где жил в суровых условиях, исповедуя единство с Римской церковью, за что был назван еретиком и проклят на Соборе представителями русского и греческого духовенства. Почитание Иосафата Кунцевича с самого начала использовалось униатской иерархией для создания новых форм благочестия. Оно распространялось в том числе и при активной поддержке членов Общества Иисуса, с которыми Иосафат Кунцевич всегда поддерживал тесные связи (в частности, в разное время его духовниками были иезуиты Гроза (Ковальский) и Станислав Косинский); ряд чудес Иосафата Кунцевича имеет отношение к Обществу (например, его заступничество спасло от пожара здание Полоцкой коллегии в 1626 г.). Активное участие иезуитов повлияло на появление элементов культа Иосафата Кунцевича и в римско-католической среде. Декретом Конгрегации обрядов от 14 декабря 1642 г. день смерти Иосафата Кунцевича 12 ноября был установлен днём его памяти. В 1679 г. по просьбе митрополита Киприана Жоховского Конгрегация обрядов разрешила перенести праздник в Киевской митрополии на 26 сентября. Киприан Жоховский включил день памяти Иосафата Кунцевича в новый Служебник 1692 г., тем самым распространяя его на всю униатскую митрополию. Несмотря на усилия униатской иерархии, культ Иосафата Кунцевича угас уже во второй половине XVII в., локализуясь преимущественно в Полоцке и в окрестных василианских центрах. Культ Иосафата Кунцевича совершенно не прижился на приходском уровне в тех епархиях, которые присоединились к унии лишь в начале XVIII в. (об этом свидетельствуют и проповеди на день поминовения Иосафата Кунцевича середины XVIII в.).

 



 
PR-CY.ru