КУНЦЕВИЧ Иосафат - Страница 4

Декретом королевской комиссии во главе с Яном Сапегой от 22 января 1624 г. 19 человек из числа инициаторов нападения были казнены, около сотни были осуждены заочно с конфискацией имущества, Витебск был лишён магдебургского права, всех вольностей и привилегий. С просьбой начать процесс беатификации Иосафата Кунцевича в Рим обратился сейм Речи Посполитой и представители униатской иерархии. После ознакомления с присланными Иосифом Рутским документами Конгрегация пропаганды веры приняла 30 апреля 1624 г. решение о формальном начале процесса. Беатификации предшествовали четыре процесса: в Полоцке в 1628 и 1637 гг. и в Риме в 1629 и 1632 гг. Декретом Римской Конгрегации обрядов от 14 декабря 1642 г. и бреве Урбана VIII от 16 мая 1643 г. Иосафат Кунцевич был провозглашён блаженным. В кратком Житии, изданном Антонио Джерарди в 1643 г. в Риме в связи с беатификацией, Иосафат Кунцевич изображается с вонзённым в голову топором, епископским посохом восточного вида и с ангелами, держащими пальмовые ветви (знак мученичества) и мирт. Несмотря на усилия униатской иерархии и королевской власти инициировать канонизацию Иосафата Кунцевича ещё в середине XVII в. (обращение Холмского епископа Якова Суши к префекту Конгрегации пропаганды веры от 1 июня 1662 г. и польского короля Яна II Казимира к папе Римскому Александру VII от 14 августа 1663 г.), процесс был начат только в 1864 г. Торжественным актом канонизации от 29 июня и буллой Пия IX от 6 июля 1867 г. Иосафат Кунцевич был причислен к лику святых, став первым святым греко-католической церкви, и провозглашён покровителем Руси и Польши. В ХХ в. папа Римский Иоанн Павел II назвал Иосафата Кунцевича «апостолом единения». Тело Иосафата Кунцевича было помещено первоначально в склепе кафедрального собора Святой Софии в Полоцке. После провозглашения его мучеником в 1624 г. в января 1625 г. состоялись перенесение тела Иосафата Кунцевича из склепа в собор и торжественное отпевание, на котором произнёс проповедь ученик Иосафата Кунцевича, кандидат на Смоленскую кафедру Лев Кревза. В XVII в., в связи с многочисленными военными действиями, тело Иосафата Кунцевича неоднократно перевозили: в 1653–1667 гг. оно находилось в Супрасле, затем снова в Полоцке, в 1706 г. перенесено в каплицу домовой церкви канцлера Кароля Станислава Радзивилла в Беле (ныне Бяла-Подляска), а в 1764 г. останки Иосафата Кунцевича были переданы местным василианам. Когда василианский монастырь в Беле был в 1864 г. закрыт, мощи Иосафата Кунцевича, по преданию, были замурованы в подземелье. Вновь открытые в 1915 г., они были перенесены в церковь св. Варвары в Вене, в 1949 г. – в базилику св. Петра в Риме. В соответствии с житийной традицией, сразу после смерти Иосафата Кунцевича начали фиксировать чудеса: к его резиденции пришло чёрное облако, из которого на лежащее на земле тело Иосафата Кунцевича пролился яркий луч света; сброшенное в Западную Двину тело Иосафата Кунцевича было найдено благодаря исходящему от него свечению. В материалах беатификации фигурируют преимущественно чудеса, связанные с исцелениями от различных недугов. По легенде, обращение папы Урбана VIII к заступничеству Иосафата Кунцевича спасло понтифика от сильной головной боли, что, среди прочего, повлияло на положительное решение понтификом вопроса о его беатификации.

 



 
PR-CY.ru