КРАКОВСКАЯ, ЛЕМКОВСКАЯ и ЛЬВОВСКАЯ ЕПАРХИЯ

КРАКОВСКАЯ, ЛЕМКОВСКАЯ и ЛЬВОВСКАЯ ЕПАРХИЯ Польской православной церкви, существовала в 1940–1946 гг., создана на оккупированной Германией территории Польши и Украинской ССР, в 1940–1941 гг. имела название Краковская и Лемковская. Историческая область Лемковщина (Лемковская Русь, Прикарпатская Русь; юго-восточные повяты современной Польши в составе Малопольского и Подкарпатского воеводств, отдельные соседние районы современной Украины и Словакии) до конца XVII в. входила в православную Перемышльскую епархию. После перехода в 1691 г. Перемышльского епископа Иннокентия (Винницкого) в греко-католическую церковь в регионе началось распространение униатства, вскоре ставшего господствующим. После третьего раздела Польши (1795 г.) регион вошёл в Габсбургскую монархию, среди населения усиливались проукраинские и русофильские настроения, симпатии в отношении к православию (см. в ст. Галицкая Русь). Появление православных общин на Лемковщине связано с деятельностью священника Максима Сандовича, под влиянием которого в 1911 г. в православие вернулся приход в селе Граб (ныне Подкарпатского воеводства, Польша). Такое же решение приняли верующие в соседних сёлах Длуге, Радоцына и Незнаёва. Архиепископ Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий) принимал в Волынскую духовную семинарию выходцев из Галиции, рукополагал их в священный сан, и они уезжали на родину. 6 сентября 1914 г. некоторые активные церковные деятели, включая священника Максима Сандовича, были расстреляны по обвинению в шпионаже в пользу Российской империи. Многие лемки-русофилы прошли через концлагеря Терезин (Чехия) и Талергоф (Австрия). К концу 1914 г. в результате занятия русскими войсками приграничных территорий и благодаря активной миссионерской деятельности архиепископа Волынского и Житомирского Евлогия (Георгиевского) в Галиции насчитывалось около 80 православных общин. Их число резко уменьшилось после контрнаступления австро-венгерских войск в следующем году: новосозданные приходы в составе целых сёл эвакуировались в тыл Российской империи. В середине 1920 гг. главными очагами движения по возвращению в православие стали Лемковщина, Львов, где действовал построенный для румынских военных православный Георгиевский храм, и Перемышль, где в марте 1924 г. образовалась православная община, арендовавшая часовню на Липовицком военном кладбище на окраине города. По требованию униатского Перемышльского епископа Иосафата Коциловского часовня была закрыта в декабре 1934 г., после чего православная община молилась в частных домовладениях. В 1926 г. присоединился к православной церкви приход в селе Тылява (ныне Кросненского повята), в самом сердце Лемковщины («тылявская схизма»). Это стало результатом конфликта прихожан-лемков с проукраински настроенным настоятелем, который перешёл в богослужении с церковнославянского языка на украинский. Для активизации православной миссии среди галичан и лемков Варшавский и всей Польши митрополит Дионисий (Валединский) в 1925 г. назначил настоятелем Георгиевского храма во Львове насельника Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавры иеромонаха Пантелеимона (Рудыка).

 



 
PR-CY.ru