КОНСТАНЦСКИЙ СОБОР - Страница 53

Сильвестр Сиропул также сообщает, что в Констанце с византийским посольством сотрудничал монах-доминиканец греческого происхождения Андрей Христоверг (ум. в 1451 г.), убеждённый сторонник церковной унии. Участие Андрея Хрисоверга в работе Констанцского собора подтверждает его речь на Базельском соборе; в ней Андрей Хрисоверг отметил, что выполнил в Констанце перевод с греческого на латинский язык «тридцати шести артикулов», которые византийское посольство передало участникам Констанцского собора и папе Мартину V от имени византийского императора и Константинопольского патриарха, с предложениями относительно объединения Восточной и Западной церквей (текст артикулов не сохранился, их содержание исследователям не известно). Андрей Хрисоверг произнёс во время работы Констанцского собора как минимум две проповеди, развивая в них тему необходимости достижения церковного единства между православными и католиками (проповеди сохранились в нескольких рукописях, однако полностью не издавались; в атрибуции Андрею Хрисовергу ещё одной проповеди, произнесённой в начале работы Констанцского собора, исследователи сомневаются). Согласно С. Сиропулу, после завершения Констанцского собора Евдемоноиоанн был принят папой Мартином V, который одобрил его посольство и вручил ему послания, адресованные императору и Константинопольскому патриарху. Кроме того, папским легатом к византийскому императору был назначен кардинал Дж. Доминичи, однако в 1419 г. он скончался в Венгрии, не успев добраться до Византии. Прибыв в Константинополь, Евдемоноиоанн в беседах с императором и патриархом «побуждал их действовать в пользу единства» и способствовал установлению церковно-дипломатических связей между Константинополем и Римом. Таким образом, именно во время Констанцского собора благодаря деятельности посланной на Собор делегации был начат прямой диалог между Восточной и Западной церквами, итогом которого стало прибытие представительной византийской делегации на Ферраро-Флорентийский собор и заключение церковной унии. При этом либо вследствие действительно имевшей место чрезмерной готовности византийских послов к компромиссам и их заявлений о желании византийского императора присоединиться к католической церкви, либо вследствие предвзятой интерпретации их позиции в таком смысле, у католической стороны создалось ложное впечатление, что вся Восточная церковь готова признать власть папы Римского и перейти в подчинение ему. Помимо православных представителей византийского императора в Констанце в 1418 г. присутствовал православный Киевский митрополит Григорий Цамблак. Он занял Киевскую кафедру при поддержке великого князя литовского Витовта и польского короля Владислава (Ягайло) при живом митрополите Фотии, вследствие чего первоначально он не был признан Константинопольскими патриархами Евфимием III (1410–1416 гг.) и Иосифом II (1416–1439 гг.). Источники не позволяют исследователям с уверенностью определить, состоялось ли примирение митрополита Григория Цамблака с патриархом Иосифом II до поездки митрополита Григория в Констанц, однако есть косвенные свидетельства в пользу этого.

 



 
PR-CY.ru