КЕЛЬТСКИЙ ОБРЯД - Страница 8

Основным памятником кельтского обряда, без которого его реконструкция была бы невозможной, исследователи называют Миссал Стоу (назван так, поскольку в XIX в. находился в библиотеке маркиза Бакингемского в Стоу-Хаусе (Англия), с 1883 г. рукопись хранится в библиотеке Королевской Ирландской академии; в работе Уоррена, который первым издал и детально описал этот памятник, нумерация листов отличается из-за двух непронумерованных листов, вставленных между листами 13 и 15 и 18 и 20). Долгое время было неизвестно, как эта рукопись оказалась в Стоу-Хаусе. Считалось, что рукопись была вывезена из Ирландии в XII в. и подарена королём Мунстера Тарьделбахом О Брианом ирландскому монастырю св. Иакова в Регенсбурге, а уже в Новое время кодекс был обнаружен неким ирландским офицером Дж. Грейсом где-то в Германии и подарен маркизу Бакингемскому. Однако благодаря обнаруженным документам стало ясно, что Миссал находился в Ирландии до того, как оказался в библиотеке в Стоу-Хаусе. В 1735 г. его нашёл замурованным в стену (где он был спрятан, как полагают исследователи, в период Реформации от протестантов) Джон О'Кеннеди Финн при перестройке своего замка Лакин (Лекин). Затем рукопись принадлежала господину Д'Алтону из Гренанстауна (графство Типперэри), который продал её крупному коллекционеру Р. Грейсу, от него кодекс перешёл в библиотеку в Стоу-Хаусе. Сохранилась не только рукопись, но и средневековый реликварий (cumdach), изготовленный специально для неё. Из надписи на реликварии исследователям известно, что он был сделан между 1026 и 1033 гг., а около 1381 г. всё ещё находился в церкви св. Руадана в Лорре (графство Типперэри). Вопрос о том, где и когда была написана сама рукопись, пока не имеет окончательного ответа. Кодекс (всего 67 листов) состоит из двух рукописей разного происхождения, соединённых вместе, как полагают исследователи, только по причине одинакового размера (небольшой формат (14,5х11 см) был, по мнению исследователей, выбран из-за удобства использования во время путешествий). Первые 11 листов содержат чтения из Евангелия от Иоанна. Сам Миссал (56 листов) включает: Ординарий и канон мессы, чины крещения, посещения больных, последнего помазания и причащения (поэтому с точки зрения содержания это не вполне Миссал). Над рукописью трудились несколько писцов. Спустя какое-то время после того, как работа была завершена, исправления внёс писец-корректор, который в колофоне называет себя Моэл Каих (Moél caích scripsit). Он добавил девять новых листов, что-то затёр, что-то вычеркнул, что-то дописал. Состав рукописи говорит исследователям о том, что она не предназначалась для использования в соборной церкви. Поскольку в Te igitur канона мессы встречается выражение «abbate nostro», исследователи обычно делают вывод о том, что рукопись была написана в монастыре. Среди поминаемых святых последним по дате жизни является аббат монастыря Тамлахта (Таллахт) св. Маэл Руан (ум. в 792 г.). На этом основании исследователи полагают, что рукопись была создана в этом монастыре спустя некоторое время после кончины этого аббата, возможно, между 792 и 803 гг. Исправления же, сделанные Моэл Каихом, были связаны с перемещением рукописи из одного монастыря в другой (скорее всего, как полагают исследователи, в Лорру, где был создан реликварий), в котором была принята иная литургическая традиция. Ф.Э. Уоррен считал, что исправления были сделаны в X в., а Дж. Уорнер датировал их началом IX в., спустя несколько лет после написания кодекса.

 



 
PR-CY.ru