КЕЛЬТСКИЙ ОБРЯД

КЕЛЬТСКИЙ ОБРЯД – древняя литургическая традиция Ирландской церкви. Некоторые исследователи (начиная с Ф.Э. Уоррена, который, по сути, ввёл само понятие «кельтский обряд») под кельтским обрядом понимали не только локальную традицию Ирландии, но и особенности в богослужении всех кельтских народов, населявших Шотландию, Уэльс, Корнуолл, Бретань и Галисию. Однако современные учёные признают, что для гипотезы о существовании единого для всех кельтских регионов обряда нет достаточных оснований. В последние десятилетия ставится под сомнение само существование кельтского обряда как традиции, принципиально отличной от других западных обрядов по основным показателям (наличию особой евхаристической молитвы, лекционария, чинов таинств, гимнографии): в ирландских литургических книгах почти нет элементов (текстов молитв, песнопений, обрядовых действий), которые не имели бы аналогов или параллелей в галликанских, северо-итальянских или римских источниках, а уникальные особенности могут быть отнесены к местным вариациям в рамках галликанского или римского обрядов, тем более что данные традиции в тот период активно развивались и смешивались. Ирландия не была римской провинцией и не имела раннехристианского наследия. Поэтому её литургическая традиция была принесена извне не раньше V в. и вплоть до XII в. развивалась под внешними влияниями. Возникновению полноценного кельтского обряда, как полагают исследователи, помешало отсутствие в Ирландии единого центра, традиция которого стала бы доминирующей и авторитетной для остальных ирландских церквей и монастырей. Главным препятствием для исследователей в изучении древней богослужебной традиции Ирландии является состояние источников. Лишь небольшое количество рукописей происходит из самой Ирландии, остальные были обнаружены в библиотеках других европейских стран. Большинство из них – фрагменты и палимпсесты. Во многих случаях исследователи не могут точно установить ни место написания рукописи, ни даже принадлежность её к ирландской, галликанской или англосаксонской традициям (ни палеографически, ни по содержанию). Ряд источников, долгое время считавшихся основными для изучения кельтского обряда, к концу XX в. были отнесены к иным традициям (например, Миссал из Боббио, использовавшийся при реконструкции кельтской мессы, окончательно признан памятником галликанского обряда). Таким образом, имеющиеся источники не дают исследователям оснований для обобщающих выводов о кельтском обряде. Сами ирландцы замечали, что в их богослужении произошло наслоение и смешение нескольких традиций. В «Каталоге святых Ирландии» (IX или X в.) отмечается, что второй чин святых (времена святых Давида, Гильды и Докка) совершал богослужение иначе, чем первый чин (годы жизни св. Патрикия), а в эпоху третьего чина святых (VII в.) в разных местах Ирландии были свои правила и чинопоследования мессы (diversas regulas et missas habebant). В настоящее время существует несколько теорий, какая именно континентальная литургическая традиция была изначально принесена в Ирландию и оказала влияние на формирование кельтского обряда. Одни учёные полагают, что древнейшей и долгое время доминировавшей в Ирландии традицией была галликанская.

 



 
PR-CY.ru