КЕЛЬТСКИЙ ОБРЯД - Страница 3

Бóльшая часть свидетельств об отношении ирландцев к римскому обряду так или иначе касается споров о дате празднования Пасхи и римской миссии в Англии. Некоторые исследователи (Г. Дикс, Э. Бишоп) полагали, что св. Августин Кентерберийский привёз на Британские острова Сакраментарий Григория, и с этого времени римский обряд мог активно распространяться не только среди англосаксов, но и среди кельтских народов. Однако (как показали исследования Г. Ашуэрта, Дж. Уиллиса и др.) если Августин Кентерберийский и принёс на острова римскую мессу, то в более архаичном варианте, чем она известна по рукописям Сакраментария Григория. Более того, по свидетельству Беды Достопочтенного, Августин Кентерберийский при встрече с бриттскими епископами около 602 г. требовал от них только принятия римской пасхалии и римского чина крещения, а все прочие различия в обычаях могли сохраняться (в ответе папы Римского Григория I Великого на вопрос Августина Кентерберийского о различиях между римской и галликанской мессами предписывается идти на компромисс и сохранять местные обычаи). Беда Достопочтенный также сообщает, что преемник Августина Кентерберийского Лаврентий пытался повлиять на ирландских епископов, но те не хотели даже простую трапезу разделять с ним. После Синода в Уитби (664 г.), на котором победили сторонники римской пасхалии, влияние ирландцев на Английскую церковь стало сокращаться. Беда Достопочтенный пишет, что ирландцы, находившиеся среди англов, или перешли на новые обычаи, или вернулись на родину. В Житии св. Вильфрида сообщается, что помимо римской пасхалии и введения тонзуры он распространял в Нортумбрии, где было сильное влияние ирландцев, римский или бенедиктинский оффиций – пение респонсориев и антифонов. Канон 13 Собора в Кловешо (747 г.) подтвердил принятие Английской церковью римского календаря, чинов крещения, мессы, суточного круга и пения. Однако ещё в конце VIII в. литургические книги прежней традиции продолжали использоваться в отдельных регионах. Если церковь в Ирландии изначально следовала галликанскому или какому-то своему обряду, замена его римским обрядом могла проходить параллельно с принятием римской пасхалии. Большинство церковных общин на юге Ирландии приняли римскую пасхалию в 630 гг.; на севере это произошло, скорее всего, как полагают исследователи, в конце VII в., а в монастыре Иона – в 716 г. В Уэльсе же римская миссия не имела успеха при жизни Беды Достопочтенного. Согласно бриттским источникам, принятие римских обычаев в Уэльсе произошло в 768 или 770 г. Так же долго прежние традиции сохранялись в Корнуолле. Бретань стала переходить на римский обряд при императоре Людовике Благочестивом (монастырь Ландевеннек принял Устав преподобного Венедикта в 818 г.). На франкских землях и в Англии были приняты меры канонического характера, воспрепятствовавшие дальнейшему распространению кельтского обряда. В частности, канон 43 Собора в Шалон-сюр-Сон (813 г.) обвинял ирландских епископов в грехе симонии и многочисленных заблуждениях и не признавал их ординации. Также и пятый канон Собора в Челси (816 г.), проводившегося под председательством Вульфреда, архиепископа Кентерберийского, предписывал не допускать ирландских клириков (de genere Scottorum) к совершению таинств в связи с сомнениями в том, что они правильно рукоположены.

 



 
PR-CY.ru