КЕЛЬТСКИЙ ОБРЯД - Страница 6

Примерами таких Псалтирей исследователи называют рукопись начала X в., Саутгемптонскую Псалтирь (начало XI в.), Псалтирь из Клонмакнойза (1025 г.), Псалтирь Ригиварха (после 1055 г.). Ряд Псалтирей содержат также библейские песни и коллекты (например, XII в.). В основном, библейские песни соответствуют римской традиции: после Пс. 50 указаны Песнь вавилонских отроков (Benedicite), Песнь из Ис. 12 (Confitebor), Песнь Езекии из Ис. 38 (Ego dixi); после Пс. 100 – Песнь пророка Анны из 1 Цар. 2 (Exultavit), Песнь пророка Моисея из Исх. 15 (Cantemus), Песнь из Авв 3 (Domine audivi); после Пс. 150 – Песнь пророка Моисея из Втор. 32 (Audite caeli). При этом само деление Псалтири на три части хотя и встречается в других западных обрядах, но более характерно для восточной традиции, с которой ирландскую традицию объединяет чередование стояния и сидения во время чтения групп псалмов и чтение «Отче наш» и библейских песней между тремя группами псалмов. Псалтири, связанные с распространением римского обряда, делятся обычно на восемь частей (например, паржская рукопись около 800 г., Северная Франция). Они также могут содержать библейские песни и коллекты (например, Псалтирь из цистерцианского аббатства Купар-Ангус (около 1170 г.), переписанная в Северной Ирландии или в монастыре Соулсит (Viride Stagnum) в Шотландии; цистерцианская Псалтирь Кормака (вторая половина XII в.) и др.). Наиболее важной и одной из немногих полных рукописей, содержащих молитвы суточного круга и песнопения (в том числе для мессы) исследователи называют «Бангорский Антифонарий» (конец VII в.; датируется по гимну, в котором аббат Кронан упоминается как здравствующий, иногда более точно – 680–691 гг., но рукопись могла быть создана и позже этой даты). До начала XVII в. она находилась в библиотеке монастыря Боббио, откуда была привезена в Милан кардиналом Федерико Борромео в 1609 г. (впервые издана Лудовико Антгонио Муратори). Л.А. Муратори первым предположил, что рукопись привезена в Боббио из Ирландии, а именно из Беннхора (Бангорского монастыря), дав ей название «Бангорский Антифонарий». Однако исследования второй половины XX в. показали, что она могла быть написана и в самом Боббио. Кроме того, её содержание свидетельствует о близости к южногалльской и амвросианской традициям, что также может указывать, по мнению исследователей, на происхождение рукописи из Северной Италии, а не из Ирландии. Хотя рукопись названа Антифонарием, её состав исследователи находят очень сложным. По мнению исследователей, в основе лежат отдельные libelli, литургические книжицы, ранее использовавшиеся независимо друг от друга (видимо, по этой причине в сборник попали тексты, предназначенные как для оффиция, так и для мессы). Исследователи выделяются четыре больших блока. Первый блок – Гимнарий с библейскими песнями: Песнь Моисея из Втор. 32 (Audite caeli), гимн Илария (Hymnum dicat), гимн апостолов (Precamur patrem), Песнь Захарии (Benedictus); вставные листы с Песнью пророка Моисея из Исх. 15 (Cantemus) и Песнью вавилонских отроков (Benedicite); гимн на воскресный день (Te Deum), гимн на причащение священников (Sancti venite), гимн на благословение свечи (Ignis creator igneus), гимн в середине ночи (Mediae noctis tempus est), гимн на память мучеников (или в субботу на утрене; Sacratissimi martyres), гимн на воскресной утрене (Spiritus divinae lucis gloriae), гимн св. Патрикию (Audite omnes amantes), гимн св. Комгаллу (Recordemur justitiae), гимн св. Камулаку (Audite bonum exemplum).

 



 
PR-CY.ru