КЕЛЬТСКИЙ ОБРЯД - Страница 2

Основные аргументы – географическая близость, тесные связи с Галлией и галликанский характер подавляющего большинства литургических рукописей кельтского обряда. При этом некоторые учёные полагали, что в Ирландию был принесён архаичный галликанский обряд в том виде, как он совершался на континенте в домеровингскую эпоху. Наиболее радикальной точки зрения придерживается И. Хен, который считает, что кельтский обряд всегда был лишь вариантом галликанской традиции, никаких попыток его романизации никто не предпринимал, все нововведения в нём имели галликанские истоки и, наоборот, сам кельтский обряд в VII – начале VIII вв. влиял на континентальное богослужение. В качестве примера тесных связей Ирландии с континентом, благодаря которым могли быть получены новые литургические книги (libelli missarum), И. Хен указывает пребывание в ссылке в Ирландии короля Дагоберта II (ум. в 679 г.), которого сопровождала свита во главе с епископом Пиктавийским Дидоном. Исследователи считают данное предположение исключительно гипотетическим: установить, какими путями литургические книги попадали в Ирландию, не представляется возможным. Главная слабость данной теории исследователи видят в том, что она не учитывает возможную региональную вариативность (например, богослужение в церквах и монастырях Мунстера могло сильно отличаться от североирландских традиций). Более того, сам галликанский обряд не успел обрести законченных форм, постоянно развивался и смешивался с римским и североитальянским обрядами. Э. Бишоп выдвинул теорию о влиянии на кельтский обряд древней испанской традиции. Хотя контакты ирландцев с христианами Пиренейского полуострова, по мнению исследователей, могли иметь место, особенно в VII в. (в частности, труды Исидора Гиспальского (Севильского) стали известны в Ирландии раньше, чем в других регионах Европы), заимствования в области богослужения были, скорее, спорадическими и не носили определяющего характера. Исследователи их также объясняют близостью ранней испанской и галликанской традиций. Исследователи полагают, что такими же следует считать влияния восточных традиций на кельтский обряд. Но заимствованы ли некоторые элементы в ирландском богослужении непосредственно из Византии (например, литании, очень похожие на византийские ектении), или из Испании, или из Рима, исследователи пока определить не могут. Для исследователей очевидно лишь то, что кельтский обряд нельзя рассматривать в качестве остатка древней православной традиции неразделённой церкви, как это делают последователи движения «православия западного обряда». Наконец, многие исследователи говорят об исключительной значимости контактов ирландцев с Римом и о раннем проникновении римского обряда в Ирландию. К. Гамбер связывал появление римского обряда с миссией Палладия, о которой сообщается в Хронике Проспера Аквитанского под 431 г. Однако об этой миссии, кроме самого факта, исследователям больше ничего не известно; неясно, оставила ли она какой-то след в истории кельтского обряда. Свидетельства, связанные с именем св. Патрикия, в частности, его предписание о пении «Kyrie eleison» на каждом часе, также указывают на то, что он или его последователи могли распространять римский обряд.

 



 
PR-CY.ru