КОНЕВСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 7

После Первой мировой войны территория, на которой находилась Коневская обитель, отошла Финляндии. Коневская икона Божьей Матери хранилась во Введенском храме до 1940 г., когда монастырь эвакуировался, братия поселилась на ферме Хиекка в коммуне Кейтеле. В 1956 г. несколько монахов переехали в Нововалаамский монастырь близ Хейнявеси, главной святыней которого стала чудотворная Коневская икона Божьей Матери. После исследований и реставрации Коневской иконы Божьей Матери в Москве и Хельсинки в 1976 г. икону вернули в Нововалаамский монастырь. Со времени возведения Преображенского собора (1977 г.) и специально задуманного для её хранения северного придела она помещается в двустороннем киоте, благодаря чему видны обе стороны образа. До отправки на реставрацию икона пребывала в ризе, которая находится в Музее Православной Церкви в Куопио. Исследователи отмечают, что в основе композиции Коневской иконы Божьей Матери лежит иконография «Одигитрия» (левосторонняя), но Младенец развёрнут к предстоящим. По мнению исследователей, только иконам этого извода свойственны следующие черты: одеяния Иисуса – белая орнаментированная рубашечка и широко раскрытый красно-коричневый или охристо-золотой хитон, одежды Пресвятой Богородицы – белый плат под синим мафорием, характерным образом спущенный и переброшенный через плечо. Особенностью исследователи называют птицу (голубя) в руках Младенца, держащего его на длинной красной нити, что наделило иконографию в позднее время названием «Голубицкая». Устойчивая на протяжении столетий схема позволяет исследователям предполагать единый прототип, а также определённое догматическое содержание. Большинство исследователей связывают появление иконографии Коневской иконы Божьей Матери с влиянием итальянского искусства, что подтверждают многочисленные западноевропейские памятники XIV–XVI вв., изображающие Богоматерь и Младенца Христа с птичкой. Однако у исследователей есть основания думать о палеологовском происхождении образа, основные иконографические мотивы которого (птица, киноварная нить, позы и необычные одеяния Младенца и Богоматери) отличны от других Богородичных типов и в контексте восточно-христианской экзегезы получают символические толкования. Голубь на красной нити, по мнению исследователей, может интерпретироваться как зримый образ очищения от тяжёлого недуга, греха или спасения от смерти. Источником служат тексты Ветхого Завета, связанные как с ритуалами очищения прокаженного (Лев. 14:1–7), где соединены мотивы червлёной нити, иссопа и голубя, так и обрядом очищения матери при рождении первенца мужского пола (Лев. 12:8), которому подчиняется Дева Мария, пришедшая ко входу скинии «с птенцами голубиными». Исследователи отмечают, что связь образа с иконографией Сретения подчёркивает и поза Богомладенца, а также пурпурная нить, напоминающая о византийских толкованиях созидания плоти Иисуса Христа, «сотканной» из крови Матери (преподобный Андрей Критский). Одеяния Пресвято Богородицы и Сына ассоциируются с литургическими покровами и тканями алтаря и жертвенника.



 
PR-CY.ru