КОНЕВСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 4

Иконографически самой близкой к чудотворному образу оказалась недавно открытая небольшая икона (33,7х28 см) конца XVI в. неизвестного происхождения, относящаяся, по мнению исследователей, к упомянутым «раздадочным образам» Коневского монастыря (Музей русской иконы, Москва). Ещё одна большая храмовая Коневская икона Божьей Матери (96,5х77 см; Русский музей) неизвестного происхождения представляет собой антикварную реставрацию XIX в., восходящую к стилю XVI в. Исследователи отмечают, что каждая из этих икон имеет вариации в решении колорита (в одеждах Богоматери и Христа) и композиции (рисунок складок, жесты, орнаментация) и отражает изменения, которые произошли в облике почитаемого образа. Наименование иконы «Коневская» встречается впервые в описи 1641 г. Троице-Сергиевой лавры. Здесь находилось несколько памятников с такой иконографией: в Троицком соборе на тябле слева от царских дверей над местными иконами «образ пречистые Богородицы Коневской, в киоте, оклад серебрян, чеканной, на полях в семи местах святые резные, венец и коруна чеканные» (Сергиево-Посадский историко-архитектурный художественный музей-заповедник), под ней пелена той же иконографии; в Успенском соборе «по левую сторону от царских дверей против левого крылоса местных образов… образ пречистые Богородицы Коневской писан на празелени» (Сергиево-Посадский историко-архитектурный художественный музей-заповедник); в надвратной церкви преподобного Сергия Радонежского «на столпе против левого столпа образ пречистые Богородицы Коневские» (Сергиево-Посадский историко-архитектурный художественный музей-заповедник). С тем же названием («Коневская») упоминается образ Божьей Матери в описях имущества других обителей, например, в Успенском соборе Тихвинского монастыря, где рядом с чудотворной Тихвинской иконой Божьей Матери над местными «настолпными» образами размещался «в киоте образ пречистые Бдцы Коневские, обложен серебром басменным, золоченым» (Санкт-Петербургский институт истории РАН). Очевидно, что всплеск почитания Коневской иконы Божьей Матери был обусловлен историческими событиями последнего этапа Ливонской войны, когда икона Богоматери с Ладоги и из Тихвинского монастыря стали святынями-заступницами Русской земли от шведских агрессоров. К началу 1590 гг., когда появились первые списки Коневской иконы Божьей Матери, Корельская земля была возвращена России. Александр Александрович Силкин обратил внимание, что в мирном решении военного конфликта большую роль сыграл Борис Фёдорович Годунов, выжидательной политикой добившийся возвращения Московскому государству всех утраченных в ходе Ливонской войны земель. Этим может объясняться появление Коневской иконы Божьей Матери на памятниках, вложенных членами его семейства в русские монастыри. Так, по донесению боярина Бориса Годунова в 1597 г. царь Фёдор Иванович дал грамоту с повелением разорённый Коневский монастырь «своею царьскою казною церкви и трапезу устроити». Судя по дошедшим до нас иконам первой половины XVII в., Коневская икона Божьей Матери получила наибольшее распространение в монастырях: одна из реплик начала XVII в. происходит из Соловецкой обители, другая – из Толгского (или Спасского) монастыря близ Ярославля (Ярославский художественный музей). По мнению исследователей, все они были боярскими вкладами.

 



 
PR-CY.ru