КОНЕВСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

КОНЕВСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ (празднование 10 июля, 3 сентября) – чудотворный образ, появление которого на Руси предание связывает с именем преподобного Арсения Коневского (последняя четверть XIV в. – 1447 г.), основателя Коневского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря на Ладожском озере. Первые сведения об иконе встречаются в Житии преподобного Арсения. Современные исследования Жития позволяют исследователям относить его появление ко второй половине XV в. и связывать его создание с игуменом обители «мужем честным Варламамом Коневьским» (упоминается под 1458 г.; см.: «Полное собрание русских летописей», том 16; традиционно автором Жития считался преподобный Варлаам, игумен Коневского монастыря во второй половине XVI в.). Таким образом, автор Жития был одним из первых насельников Коневского монастыря и, как полагают исследователи, вторым после преподобного Арсения игуменом, который хорошо знал преподобного и видел его моленную икону Пресвятой Богородицы. Согласно тексту Жития, Арсений, инок новгородского Лисицкого (Лисичьего) в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря, совершил паломничество на Афон, где провёл три года. Когда он пожелал вернуться домой и основать на северных землях обитель во имя Пресвятой Богородицы, игумен Иоанн вручил Арсению «Устав Святой горы» и по древней афонской традиции благословил иконой Божьей Матери, «которую и доныне в обители блаженного все видят, называемую Святогорская». В 1393/1394 г. Арсений возвратился с иконой в Новгород и основал монастырь на острове Коневец на озере Нево (Ладожское). Память о Лисицком монастыре сохранилась в посвящении возведённой в 1398 г. церкви Рождества Пресвятой Богородицы, а поставленная в ней афонская икона Божьей Матери служила залогом процветания обители. Автор Жития не описывает её вид и извод, но называет икону по месту происхождения «Святогорская»; он также не говорит о ней как о чудотворной. Преподобный Варлаам в Житии подчёркивает, что именно эта икона находилась на Коневце в годы его игуменства (в середине XV в.): «...Доныне в своей обители сохранили Божией благодатью целой и невредимой». Автор неоднократно упоминает древний образ Богоматери и всякий раз отмечает его происхождение со Святой Горы: исследователи полагают, что в монастыре были и другие Богородичные иконы. Однако именно Коневская икона Божьей Матери участвует в молебнах вне храма, что подтверждает первоначальную функцию образа как иконы «личного моления» (а возможно, и её процессионное назначение): «…Взяв икону Пречистой Богородицы, принесённую от Святой горы, которой благословил его святогорский игумен Иоанн..., и пошли они к камню, и пели молебен Пресвятой Богородице» («Полное собрание русских летописей», том 16); «…блаженный Арсений повелел облачить его в священническую одежду, и взял икону Пресвятой Богородицы, которую принёс со Святой горы, и пошли на то место, и обошли его, начертав монастырь, как было ему явлено» («Полное собрание русских летописей», том 16). Традиция именования иконы «Святогорская» сохранялась и впоследствии, о чём свидетельствует надпись на дощечке, которая была прикреплена сначала к чудотворной Коневской иконе Божьей Матери, находившейся в XVII–XVIII вв. в иконостасе церкви в честь Воскресения Господня в Деревяницком в честь Воскресения Христова женском монастыре близ Новгорода (освящена в 1699/1700 г.), а после возвращения её на Коневец в 1799 г. – на сделанном тогда же и оставленном здесь списке: «...В нём же и образ сей пресвятой Богородици Святогорския и около ея кондаки и икосы» – указанный извод был характерен для афонских икон Богоматери Акафистной, например, для чудотворного образа монастыря Хиландар (Акафистская Хиландарская икона Божьей Матери).

 



 
PR-CY.ru