КОНЕВСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 6

В 1893 г. санкт-петербургской фирмой братьев Грачёвых на обе стороны иконы был сделан новый серебряный чеканный оклад, украшенный бриллиантами, камнями, жемчугом. На полях оклада было размещено семь живописных (масло на цинке) дробниц: с изображением четырёх евангелистов (по углам), Николая Чудотворца (слева), Арсения Коневского (справа), трёх святителей (внизу). В 1916 г. архимандрит Никандр (Сапрыкин) опубликовал свидетельства новых исцелений от иконы. В XVII–XIX вв. появилось много списков Коневской иконы Божьей Матери, большая часть которых была написана санкт-петербургскими иконописцами. На нижнем поле икон, сделанных в её «меру и подобие», помещался текст: «Истинное изображение с самого чудотворного образа Богоматери Коневской, которой празднество бывает месяца июля в 10 день» (музей истории религии). Помимо точного списка в Деревяницком монастыре (1799 г.), особо чтимые из них находились в Москве (в церкви Благовещения на Бережках близ Дорогомилова моста (около 1800 г.), «редкая икона Голубицкой Богоматери» – в московском Николаевском в честь Преображения Господня монастыре); в Санкт-Петербурге (в часовне на Коневском подворье на Загородном проспекте в 1821–1822 гг.), на острове Коневец (где в честь иконы игуменом Дамаскином была возведена часовня), на Валааме (1870 г., в построенном игуменом Дамаскином скиту того же посвящения), в Торжке в Тверской губернии (в церкви Воскресения). От этих списков (как и от самой Коневской иконы Божьей Матери) совершались исцеления. История иконы размещалась на чеканной раке преподобного Арсения (1843 г., мастер Фёдор Андреевич Верховцев), на боковых сторонах которой иллюстрировалось Житие святого. В приделе в честь Коневской иконы Божьей Матери в правой стороне нижнего храма Сретения Коневского монастыря за клиросом находился местный образ с изображением преподобного Арсения, держащего в руках свой моленный образ (1839 г.). В 1800 г. ярославский иконописец Логгин Иванов Шустов для строителя Коневского монастыря Аркадия «скомпоновал» лист, который использовался как основа для печатания паломнической гравюры «Изображение Коневской пустыни во имя Рождества Пресвятой Богородицы». Внизу на фоне Коневского монастыря представлены Николай Чудотворец, простирающий руку к коленопреклонённому преподобному Арсению, вверху – ангелы, которые несут в облаках иконы «Спас Нерукотворный» и «Богоматерь Коневская» (исследователи находят необычным разделение двусторонней иконы на два почитаемых образа – гравюра из собрания Музея Православной Церкви в Куопио). Ещё один тип изображения, возникший, по мнению исследователей, на основе графического прототипа, представлен на иконе «Молитва Коневские Богородице» (XIX в., частное собрание): в верхней части – в облаках ангелы несут Коневскую икону Божьей Матери, внизу – текст молитвы Пресвятой Богородице. В конце XIX в. были широко распространены литографические иконы с воспроизведением чудотворного образа с текстами тропаря и кондака (собрание Нововалаамского монастыря).

 



 
PR-CY.ru