КИРИЛЛ, Богословский-Платонов Константин Лукьянович - Страница 7

В декабре 1840 г., когда в Синоде встал вопрос о напечатании Жития Серафима Саровского, текст рукописи был передан на рассмотрение Кириллу. В его отзыве от 6 февраля 1841 г. говорилось: «По внимательном прочтении сей рукописи не нашёл я ничего сомнительного к напечатанию оной, по назидательности сказания для любителей жизни монашеской. Каковое издание в свет оного признаю со своей стороны приличным и потому, что духовные наставления о. Серафима, затворника Саровской обители, исполненные глубокой евангельской мудрости, напечатаны уже при жизни подобного подвижника Марка». Мнение Кирилла стало решающим в силу договорённости между Московским митрополитом и первоприсутствующим в Синоде Новгородским  митрополитом Серафимом (Глаголевским), «что если и преосвященный Подольский, который не читал книги, прочтёт её и не усомнится, то голосов в её пользу будет достаточно». Кирилл был награждён орденами св. Анны первой и второй степени, св. Владимира второй степени и др. В Неделю Православия в 1841 г. Кирилл последний раз участвовал в богослужении. Император Николай I, узнав от графа Николая Александровича Протасова о болезни архиерея, повелел выдать 5 тыс. руб. ассигнациями «для пособия в лечении больного», пригласил к нему придворного врача Николая Фёдорович Арендта. Архиепископ скончался в Великую пятницу после чтения канона на исход души; отпевание и погребение состоялись в Светлый понедельник по чину, составленному митрополитом Филаретом (Дроздовым). Кирилл похоронен в церкви Иоанна Златоуста (после реконструкции – Феодоровская церковь) Александро-Невской лавры. Полное собрание Слов и речей издано в 1854 г. племянником Кирилла профессором Московской духовной академии Петром Симоновичем Казанским. Сохранилось несколько живописных и гравированных изображений Кирилла. Так, на поясном «кабинетном» портрете конца 1830 – 1840 гг. (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии) он представлен вполоборота вправо, возле стола с книгами. Одет в чёрную рясу, на голове – клобук, на груди – панагия, орденские знаки и звёзды св. Александра Невского и равноапостольного князя Владимира второй степени, в левой руке – чётки. По мнению исследователей, портрет был написан с более раннего оригинала, запечатлевшего облик иерарха средних лет, с длинными русыми волосами почти без седины. При этом были добавлены награды, имевшиеся у Кирилла после 1838 г. Исследователи полагают, что образцом послужил портрет (в ряду изображений настоятелей) из московского Новоспасского монастыря. Аналогичный портрет Кирилла (вторая четверть XIX в.), с теми же наградами, хранится в коллекции Киево-Печерского историко-культурного заповедника (до 1920 гг. находился в Киево-Печерской лавре); в левой части полотна изображён пейзаж в оконном проёме. Ещё один портрет этого извода был в архиерейском доме в Каменце-Подольске (Каменце-Подольском). К тому же типу принадлежит гравированное изображение, отпечатанное в 1853 г. в московской мастерской И. Шелковникова (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии): у Кирилла более густые волнистые волосы, иначе нарисована рука с чётками, внизу факсимиле автографа: «Кvриллъ Архiепкпъ Подольск». Лист был помещён в издании: Полное собрание слов и речей Кирилла, архиепископа Каменец-Подольского и Брацлавского. М., 1854 г., часть 1.



 
PR-CY.ru