КИРЕЕВ Александр Алексеевич - Страница 6

А.А. Киреев вёл с ним многолетнюю полемику о России, славянстве и католичестве. Для защиты идеи объединения православных и старокатоликов А.А. Киреев сблизился с академическими кругами духовных школ. Среди тех, с кем он обсуждал перспективы диалога и связанные с ним богословские вопросы, были будущий Московский митрополит Макарий (Булгаков – «Это человек необыкновенного ума и один из наших глубочайших богословов» – Киреев А.А. Дневник (1869–1876 гг.) // Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки), ректор Санкт-Петербургской духовной академии протопрсвитер Иван Леонтьевич Янышев, профессор Санкт-Петербургской духовной академии Василий Васильевич Болотов, профессор Московской духовной академии Василий Александрович Соколов. Большое влияние на формирование взглядов А.А. Киреева оказал профессор богословского факультета Бернского университета Э. Мишо, редактор старокатолического журнала «Revue internationale de théologie», в котором православные, старокатолические и англиканские богословы обсуждали различные аспекты межхристианского диалога; А.А. Киреев финансировал издание этого журнала. В публикациях, посвящённых соединению церквей, А.А. Киреев отстаивал точку зрения, выработанную совместно православными и старокатолическими участниками диалога, согласно которой для объединения необходимо, чтобы стороны признавали учение неразделённой церкви периода Вселенских соборов в соответствии с правилом, выраженным Викентием Леринским: следует придерживаться того, чему верили повсюду, всегда и все (quod ubique, quod semper, quod ab omnibus creditum est). А.А. Киреев считал, что с этим правилом готовы согласиться не только старокатолики, англикане, но и «протестанты разных наименований». По глубокому убеждению А.А. Киреева, диалог со старокатоликами должен был помочь отделить обязательную догматическую часть христианского учения от необязательной, т.е. богословских мнений. Догматическая часть, по его мнению, включает небольшое число истин, необходимых для спасения. Всё остальное, если оно не противоречит догматам, может быть как свободно принято, так и отвергнуто. А.А. Киреев считал, что с течением времени предания поместных церквей стали ошибочно восприниматься как обязательная для спасения часть православной догматики. Эти «мнимые догматы» стесняют свободу христианской совести, ведут к суевериям и скрывают подлинный облик православной веры. К «мнимым догматам» А.А. Киреев был склонен относить авторитет церковного Предания. По его мнению, акцент на важности Предания, сделанный в Катехизисе митрополита Филарета (Дроздова), является вынужденной вставкой в поздние редакции Катехизиса. Приведённое в Катехизисе мнение Василия Великого, согласно которому часть догматов и церковных установлений дошла до нас в письменном виде, а часть – «от апостольского предания, по преемству в тайне», А.А. Киреев считал частным мнением, не обязательными для всех (Киреев А.А. Дневник (1900–1904 гг.) // Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки).

 



 
PR-CY.ru