КИРЕЕВ Александр Алексеевич - Страница 2

Критиковал сочинения Константина Николаевича Леонтьева, не признавал их «произведениями славянофильского пера». В свою очередь, К.Н. Леонтьев считал, что разница во взглядах между ним и А.А. Киреевым несущественна: «...Мы оба желаем одного и того же – осуществления новой славяно-восточной культуры на православных основах». После публикации Манифеста 17 октября 1905 г. среди возникших политических объединений консервативного толка А.А. Киреев считал близким себе «Кружок москвичей» братьев Фёдора Дмитриевича Самарина и Александра Дмитриевича Самарина. Симпатизировал взглядам Льва Александровича Тихомирова и Дмитрия Алексеевича Хомякова. Его славянофильство А.А. Киреев оценивал весьма высоко, отмечая, впрочем, его излишнюю теоретизированность: «Дм. Хомяков, выставляя прекрасную схему самодержавия (идеального), отказывается служить тому, которое у нас на лице! …На практике нужны компромиссы» (Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки). А.А. Киреев печатался в журнале «Русское дело», который издавал Сергей Фёдорович Шарапов. Несмотря на разность политических взглядов, поддерживал дружеские отношения с одним из лидеров партии октябристов, Николаем Алексеевичем Хомяковым, председателем Государственной думы третьего созыва. «Великим организатором» консервативного движения в русском обществе А.А. Киреев считал Владимира Андреевича Грингмута, политического деятеля праворадикального толка. После его смерти в 1907 г. А.А. Киреев писал: «Конечно, Гринг(мут) – не Катков и не Аксаков, но… в данную минуту это великая сила, нами потерянная» (Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки). А.А. Киреев был одним из создателей в 1905 г. партии «Отечественный союз». В ноябре 1905 г. он познакомился с Александром Ивановичем Дубровиным и стал членом правомонархической общественно-политической организации «Союз русского народа» (Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки). Со временем отношение А.А. Киреева к А.И. Дубровину изменилось: «Дубровин и Ко своей дикостью, бестактностью, неуравновешенностью вредят консерватизму у правительства, но в народе они сослужили не малую службу самодержавию, ведь нужны разные деятели при теперешних обстоятельствах, нужны не только умы, но и кулаки. Беда лишь в том, что теперь кулаки (а la Дубровин) возомнили о себе, хотят руководить движением (консервативным)» (Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки). Публицистическая деятельность А.А. Киреева была тесным образом связана с важнейшими общественно-политическими и религиозными событиями, происходившими в его время, в ней он видел свой вклад в развитие славянофильской мысли: «...Я стремился постоянно к осуществлению славянофильских идеалов путём их популяризации. Я всегда старался писать ясно, и это мне удавалось!.. Думаю, что наши принципы сделались доступными большинству читателей именно благодаря мне» (Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки). Славянофильское учение, согласно А.А. Кирееву, соответствует «религиозным, этическим и политическим идеалам» русского народа и кратко может быть выражено формулой «православие, самодержавие, народность». Православие – это сумма этических взглядов русской нации, самодержавие – выражение её политических взглядов.

 



 
PR-CY.ru