КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ - Страница 37

Общая риторика обычно состояла из введения и собственно риторики. Во введении объяснялось, что такое риторика, её происхождение, достоинство, говорилось о необходимости и пользе риторики, её частях и т.д. Иногда сюда вносились трактаты об амплификации и о периодах. Собственно риторика обычно состояла из пяти частей: «De inventione» («Об изобретении»), «De dispositione» («О расположении»), «De elocutione» («Об изложении»), «De memoria» («О памяти») и «De pronunciatione» («О произношении»). Иногда две последние части авторы не рассматривали, полагая, что память и произношение больше зависят от природы, чем от искусства. Частная (прикладная) риторика не имела постоянных и определённых разделов. Много внимания уделялось разным видам эпидектической (торжественной) речи, преимущественно восхвалению, меньше – совещательному и судебному красноречию. Студенты обучались писать речи свадебные, похоронные, по случаю рождения, приветствия и т.д. В киевских курсах риторики исследователи обычно выделяют три стиля: «stylus sublimis» («высокий стиль»), «stylus medius» («средний стиль») и «stylus infimus» («низкий стиль»). За каждым из этих стилей закреплялись определённые жанры и арсенал лингвостилистических средств. Много внимания уделялось письмам. Раздел о письмах относился то к риторике, то к поэтике. Обычно объяснялось, что такое письмо, каковы его материя, форма, цель и происхождение, выделялись главные части письма, приводились примеры. В 1760–1780 гг. в классе риторики кроме курса словесности преподавали также арифметику, географию и Закон Божий. Позже арифметика и география вошли в программу высшего грамматического класса. В 1780 гг. в Киево-Могилянской академии ввели преподавание русского языка. Преподаватель истории и географии получил указание излагать эти предметы на русском языке с соблюдением «выговора, каков употребляется в Великороссии». Три лучших студента были направлены для изучения словесных наук, особенно для освоения «великороссийского говора и произношения», в Московский университет, с тем чтобы после окончания курса они возвратились в Киев преподавать. В конце XVIII – начале XIX вв. в Киево-Могилянской академии курс русской поэзии читался по руководству епископа Аполлоса (Байбакова) «Правила пиитические о стихосложении российском и латинском…» (первое издание: М., 1774 г.), латинской – по учебнику архиепископа Феофана (Прокоповича), русская риторика – по сочинениям Михаила Васильевича Ломоносова, латинская – по книге католического автора Габриэля Франциска Ле Же (1657–1734 гг.; первое издание: 1730 г.; в 1797 и 1800 гг. издана в Санкт-Петербурге) и книге немецкого пастора Иоганна Фридриха Бурга (1689–1766 гг.; первое издание: 1736 г.; в 1776 г. издана в типографии Московского университета). В классе поэтики изучали и переводили на латынь катехизис, изучали латинскую просодию, периоды, тропы и фигуры, разделы об изобретении и украшении из риторики М.В. Ломоносова, читали книгу о должностях человека и гражданина, двустишия Катона, а для примера и подражания – произведения лучших латинских и русских поэтов. Ученики сочиняли стихи на русском и латинском языках. В риторическом классе читали комментарии к Евангелиям, изучали российскую и латинскую риторику с объяснением на обоих языках. Для подражания и перевода читались произведения лучших русских и латинских авторов и занимались риторическим разбором этих произведений. Ученики сочиняли периоды, хрии, письма, большие речи на русском языке и латыни.



 
PR-CY.ru