КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ - Страница 33

Курс состоит из двух «ограждений» (частей): первое «ограждение» «охватывает поэтический сад, или саму поэзию вообще» (поэтику), второе «содержит очень полезные плоды Туллиевой Свады» (риторика, ориентированная на Цицерона). Поэтика состоит из трёх книг – «цветков», которые подразделяются на главы – «плоды». Первая книга – о поэтическом искусстве в общем (об определении и о сути поэзии, о её происхождении, о преимуществе и значении, о задачах, предмете и форме, о назначении, пользе и делении поэзии). Во втором «цветке» речь идёт о родах стихов (польских и славянских) – о вспомогательных средствах латинских стихов, т.е. о просодии, стопе, складе, букве и т.д., об искусстве стихосложения вообще, о метре, стихе, стихотворных строфах и об их названиях, о наиболее употребительных и достойных изучения родах стихов. Третья книга-«цветок» говорит о поэзии в частности: об эпической поэзии и о её видах, о трагической поэзии, о комической поэзии, о сатирической, буколической и земледельческой поэзии, об элегической поэзии, о лирической поэзии или об одах, об эпиграмматической поэзии, о её делении и частях, об эпитафии, об эмблеме, о символе и об иероглифе, о загадках как о поэтических произведениях, о захватывающей и курьёзной поэзии и проч. Завершается первая часть (собственно поэтика) послесловием «к просвещённому садовнику поучительного сада поэтического искусства». Второе «ограждение» иеромонаха Митрофана (Довгалевского) повествует о тропах, о фигурах слов, о периодах, о некоторых риторических местах, о «хрии». Фактически это начальные риторические сведения. Далее следуют «Венок поэзии», «Просительное слово к чистосердечному читателю, где автор в шутку просит прощения за ошибки», «Эпиграф к августейшему владыке» архиепископу Киевскому и патрону Киево-Могилянской академии Рафаилу (Заборовскому). Курс иеромонаха Митрофана (Довгалевского), как и риторика архиепископа Феофана (Прокоповича) и многие другие киевские курсы словесности, содержит также сборник различных латинских сентенций (florilegiа). Как видно уже из заглавий, поэтика архиепископа Феофана (Прокоповича) отличается классическим характером, трактат иеромонаха Митрофана (Довгалевского) – барочный, метафорический. Эти курсы представляют собой не только два способа подачи материала, но и два полюса теоретико-литературной мысли. Так, все киевские поэтики исследователи условно делят на две основные группы. Первые ориентированы на «высокое искусство» – античные и ренессансные трактаты, в них доминирует классическая составляющая. К этой группе исследователи относят поэтики архиепископа Феофана (Прокоповича) 1705 г., епископа Лаврентия (Горки) 1707 г., Георгия (Конисского) 1746 г. Другие курсы (по мнению исследователей, их большинство) отличаются «практическим подходом» и по образцу многих польских трактатов словесности ориентированы, прежде всего, на современную им многоязычную литературную практику. Исследователи отмечают, что уже в названиях многих рукописей этой группы на первый план выходит барочная составляющая. Архиепископ Феофан (Прокопович) и его единомышленники особо ценят эпическую поэзию, посвящая ей отдельную книгу, и не вспоминают о «мелких» жанрах (эмблемы, символы, загадки, курьёзные стихи). Иеромонах Митрофан (Довгалевский), наоборот, высоко ценит эти распространённые в эпоху барокко эпиграмматические произведения.

 



 
PR-CY.ru