КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ - Страница 32

Курсы риторики были описаны В.Д. Литвиновым. Сохранились около 30 поэтик и около сотни риторик, написанных в Киево-Могилянской академии (часть курсов атрибутирована условно). Некоторые учебники доступны в нескольких экземплярах, например, риторика «Concha…» («Раковина…») в пяти рукописях (курс прочитан в 1698/1699 учебном году). Исследователям иногда трудно определить границу между поэтикой и риторикой, поскольку в академических учебниках после поэтики помещались риторические отрывки. По словам Н.И. Петрова, эти краткие риторические сведения служили, с одной стороны, пособием для поэтики (считалось, что без знания основ риторики овладеть поэтикой нельзя), с другой – приготовлением к курсу риторики. Благодаря этим предварительным правилам ученики сразу после перехода в класс риторики могли заниматься упражнениями. Кроме того, в соответствии со средневековой школьной традицией в конце каждого класса ученикам сообщалось, что будет в следующем. Исследователи полагают, что именно потому в конце риторического класса иногда излагали диалектику, основы математики и т.д. Киевские курсы словесности сохранились в рукописях. Только поэтика архиепископа Феофана (Прокоповича) «О поэтическом искусстве» («De arte poetica», 1705 г.) была напечатана Георгием (Конисским) в Могилёве в 1786 г. (существует также научное издание этого трактата). Этот труд оказал большое влияние на лекции киевских профессоров второй половины XVIII – начала XIX вв. Курс архиепископа Феофана (Прокоповича) состоит из предисловия и трёх книг, каждая из которых подразделяется на главы. В первой книге излагаются общие правила, способствующие образованию поэта («общая поэтика»). Первая глава повествует о происхождении, о превосходстве и пользе поэтического искусства, вторая – о необходимости, о названии, об определении природы, о предмете и назначении поэзии. В третьей главе рассматриваются два необходимых условия, «создающие» стихотворца: поэтический вымысел, или подражание, и ритм речи, основанный на определённых правилах, или стихотворное мастерство. В главах 4–10 автор говорит о пользе, о приёмах стиля, о подражании, о различных видах упражнений (синонимика, упражнения в передаче текста на другом языке, разными поэтическими размерами, в написании пародий и басен, в составлении поэтического описания, эпопеи, сравнений, похвалы, порицания). Во второй и в третьей книгах курса поэтики архиепископ Феофан (Прокопович) рассматривает уже вопросы частной (прикладной) поэтики – отдельные роды и виды художественного творчества. Вторая книга посвящена эпической и драматической поэзии. Третья книга повествует о буколической, о сатирической, об элегической, о лирической и об эпиграмматической поэзии. Отдельно говорится об оде и о стихе пентаметром. Далее речь идёт об эпиграмме, о её частях и достоинствах, о клаузуле (окончании). В отдельных главах содержатся примеры эпиграмм и текст под названием «Об эпитафии». Иную структуру, другие формулировки и характер имеет поэтика иеромонаха Митрофана (Довгалевского) «Сад поэтический, взращенный для собирания цветов и плодов стихотворной и прозаической речи в Киевской Могиляно-Заборовской академии для большой пользы украинскому садовнику и его православной родине в море Йордана и Марии в году, когда особенно прекрасный город приказал завоевать Озов, 1 сентября 1736 г.». Вместо предисловия – «Слово к современным садовникам поэзии» и «Вступление в поэтический сад».

 



 
PR-CY.ru