КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ - Страница 31

В первом классе (аналогии, или фаре) воспитанников учили читать и писать на латинском, славянском и греческом языках. Во втором классе (инфиме) обучали грамматическому разбору. В классе грамматики прочитывали грамматики указанных языков с детальным филологическим разбором. В классе синтаксимы наряду с другими занятиями практиковались в устных и письменных переводах. Воспитанники младших классов и преподаватели этих курсов были обязаны изъясняться между собой на латыни, за ошибки учеников наказывали. Навыки отрабатывались также путём выполнения школьных заданий – «exercitiae» (экзерциций) и домашних работ – «occupationes» (оккупаций). После окончания низших классов воспитанники переходили в класс поэтики, затем – в класс риторики. Для перевода в следующий класс ректору предоставлялись кроме аттестации учителей оккупации и экзерциции воспитанников младших классов, стихи на латинском, славянском и польском языках, речи и письма учащихся средних классов. Каждый преподаватель поэтики и риторики был обязан приготовить собственный курс лекций. Помимо того наставник поэтики должен был ежегодно писать комедию или трагедию для летних «гуляний»-рекреаций. Обычно преподаватель, читавший курс поэтики, в следующем году читал риторику, но это правило не всегда соблюдалось. Например, игумен Прокопий (Калачинский) читал риторику и в 1691/1692 и в 1692/1693 учебных годах. Большинство сохранившихся рукописных курсов поэтики и риторики представляют собой студенческие конспекты лекций. В некоторых рукописях ошибки и описки исправлены аудиторами (наставниками из числа лучших студентов). Исследователи встречают также подарочные копии, которые написаны хорошим почерком, например, одну из рукописей курса поэтики, «Сад поэтический...» (1736 г.), иеромонаха Митрофана (Довгалевского). Исследователи полагают, что некоторые рукописи продавались. На описанной Николаем Ивановичем Петровым рукописи риторики 1658 г. приписка: «empta Crasnostaviae» («куплена в Красноставе»). Среди преподавателей курсов поэтики и риторики были выдающиеся проповедники и писатели: архиепископ Лазарь (Баранович), архимандрит Иоанникий (Галятовский), митрополит Иоасаф (Кроковский), митрополит Стефан (Яворский), архиепископ Феофан (Прокопович), епископ Лаврентий (Горка), Георгий (Конисский) и др. Большинство курсов анонимны. Исследователи полагают, что первыми наставниками поэтики и риторики в коллегии были молодые преподаватели, которых Пётр (Могила) отправил учиться за границу и которые вернулись в 1631 г. Некоторых преподавателей Пётр (Могила) пригласил из Львова. Епископ Иосиф (Кононович-Горбацкий) обучался в католической Замойской академии. Позже риторику и поэтику, как и другие курсы, преподавали уже лучшие воспитанники самой коллегии, которые после alma mater усовершенствовали образование на Западе. Курсы поэтики, составленные в Киево-Могилянской академии, наряду с другими киевскими рукописями впервые описал и ввёл в научный оборот церковный историк Н.И. Петров. Некоторые из рукописей в дальнейшем сгорели, затерялись или, наоборот, обнаружились. В.П. Маслюк в библиографии к исследованию «Латиноязычные поэтики и риторики XVII – первой половины XVIII в. и их роль в развитии теории литературы на Украине» (1983 г.) описал их историю и указал местонахождение сохранившихся текстов.

 



 
PR-CY.ru