КВОДВУЛЬТДЕУС, Кводвультдей - Страница 7

Учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына, названное впоследствии Filioque, Кводвультдеус заимствовал у Аврелия Августина. В Троице единая сущность, единое величие, единое могущество, единое действие, единая вечность, единая святость. Для иллюстрации тринитарного догмата Кводвультдеус не использует августиновские психологические аналогии, но опирается на традиционных образ огня: сам огонь, его пламя и тепло суть одновременно три, вместе же составляют один нераздельный свет. Исследователи отмечают, что христологическое учение Кводвультдеуса не обладает достаточной терминологической точностью и излагается, главным образом, в полемическом контексте. Возражая иудеям и манихеям, первые из которых, так же как и ариане, не верили в божество Христа, а вторые считали Его человечество призрачным, Кводвультдеус утверждает церковную веру во Христа как Бога и Человека. Согласно Кводвультдеусу, «Слово, душа и плоть составляют одного Христа» (Verbum, anima et caro unus Сhristus) – Сына Божия и Сына человеческого: Сына Божия как предвечно рождённого от Бога Отца и Сына человеческого как родившегося во времени от св. Девы, в Которой «Бог соединился с плотью (Deus conjunctus est carni), и плоть сочеталась с Богом (caro cohaesit Deo), чтобы был един Христос Бог и всецело Человек» (unus Christus Deus et totus homo). При этом Бог Слово, «восприняв плоть», не превратился в плоть, но остался Богом. Боговоплощение произошло ради спасения людей, чтобы «погибающий человек был найден и возвращён Богу Отцу через Посредника». Кводвультдеус высказывает мысль, близкую концепции «рекапитуляции» Иринея Лионского, о том, что человеческая природа была восстановлена Иисусом Христом в том же порядке, в каком она некогда погибла: «Адам возгордился, Христос смирился; чрез жену – смерть, чрез Жену и жизнь; чрез Еву погибель, чрез Марию – спасение; первая, растлившись, последовала за искусителем, вторая, сохранив целомудрие, родила Спасителя; первая с радостью приняла преподнесённый змеем напиток и передала мужу, в результате чего они оба заслужили смерть; а вторая, исполненная небесной благодатью свыше, произвела Жизнь, чрез которую умершая плоть могла бы воскреснуть… И если бы Христос не был распят, мир не был бы искуплён: Его наказание – это наше спасение». Христос заплатил за людей «великую цену» (magnum pretium), искупив их Своей кровью; Он принял смерть, чтобы даровать человечеству Свою жизнь в воскресении; вознесшись на небо, «Он совознёс туда и нас и сделал нас сынами Божьими». Следуя аргументам Аврелия Августина в полемике с пелагианством, Кводвультдеус полагал, что свободная воля (liberum arbitrium) человека, начиная с Адама, достаточна лишь для желания зла, а для того, чтобы желать добра, она необходимо требует помощи со стороны Бога. Первый человек, хотя и получил от Бога «правую» (rectam) свободу воли, но выбрал зло, которого сам пожелал, в результате чего подвергся злу. Бог же, видя, что первый человек, дурно воспользовавшись своей свободой, в себе самом, как в корне, осудил на погибель всё своё потомство, Сам сошёл с небес и людей, погибавших от своей гордыни, исцелил своим смирением, заблуждавшихся вернул на путь истинный, чужестранцев вернул в их отечество. Потому люди должны хвалиться не своими заслугами, а Христом, Который их искупил и освободил от рабства греху. Кводвультдеус также опирался на учение Августина Блаженного в своих историко-богословских и эсхатологических взглядах. По мысли Кводвультдеуса, весь исторический процесс будет продолжаться в течение 6000 лет, не считая трёх с половиной лет правления антихриста. Исследователи встречают у Кводвультдеуса и традиционное для западного богословия эсхатологическое представление об «очистительном огне» (ignis purificatorius), посредством которого после Страшного Суда будут очищены «некоторые верующие люди (quosdam fideles homines) и сами мировые стихии».



 
PR-CY.ru