КВОДВУЛЬТДЕУС, Кводвультдей - Страница 4

«Слово против пяти ересей» («Adversus quinque haereses») имеет катехизическо-полемический характер, представляет собой краткий ересеологический трактат, направленный против пяти врагов Христовой церкви: язычников (глава 3; здесь автор ссылается на сочинения, надписанные именем Гермеса Трисмегиста (Mercurius)), иудеев (глава 4), манихеев (глава 5), савеллиан (глава 7) и ариан (главы 6, 8). Тема «Слова о “новой песни”» («De cantico novo») – обновление жизни, происходящее в христианстве, символом чего служит «новая песнь», которую псалмопевец воспевал Богу (ср.: Пс. 143:9). Этот символизм находит своё продолжение в рассуждении Кводвультдеуса о пути христианина в небесное отечество и о трёх видах уклонения от этого пути: останавливается на пути христианин, не заботящийся о духовном преуспеянии; поворачивается вспять тот, кто, оставив чистую жизнь, предался пороку; уходит в сторону еретик. Особое внимание Кводвультдеус уделяет последнему состоянию, обличая манихеев, ариан и пелагиан. «Слово о последней среде» («De [ultima] quarta feria») было произнесено в Великую среду 439 г. В нём на основе притчи о сеятеле автор призывает возделывать почву своего сердца, чтобы воспринять в таинстве евхаристии Тело и Кровь Христовы, которыми очищается и украшается душа. В конце проповеди Кводвультдеус призывает остерегаться еретиков, особенно ариан, молиться за мир в Африке, за прекращение гнева Божия, т.е. за освобождение страны от варваров. «Слово о потопе» («De cataclysmo») посвящено силе и значению таинства крещения; Кводвультдеус обращается к типологическому толкованию перехода евреев через Чермное море («крещение Моисеево») и последующего празднования ветхозаветной пасхи как прообраза крестной Жертвы Христа. Автор и здесь высказывается против ересей (прежде всего, против арианства, а также против манихейства, пелагианства и донатистского раскола), которые сравнивает со змеями египетских чародеев. Два «Слова о приступающих к благодати» («De accedentibus ad gratiam Sermones») произнесены одно за другим и имеют смысловую связь. Исследователи отмечают, что Слова сочетают тему нравственного обновления готовящихся к вступлению в церковь с объяснением членов Символа веры и обличением нечестия язычников, иудеев и ариан. Во втором Слове автор даёт типологическое толкование танца царя Давида перед ковчегом завета (см.: 2 Цар. 6:14, 16) как прообраза восхождения Христа на Голгофу. Два «Слова о варварских временах» («De tempore barbarico Sermones») произнесены предположительно в марте и октябре 439 г. соответственно; автор рассуждает о бедствиях, которые обрушились на Римскую империю после нашествия варваров. Опираясь на библейские сюжеты (страдание Иова, притча о блудном сыне и др.), Кводвультдеус показывает, что, допуская подобные случаи, Бог поступает справедливо, посредством бедствий призывая всех к покаянию, исправлению нравов и верности церкви. Кводвультдеус также предостерегает паству от «заразы арианства», принесённой захватчиками. В Словах Кводвультдеус описывает ужасающую картину бедствий, которые обрушились на Карфаген во время его захвата вандалами, призывает верующих к терпению, покаянию и упованию на милосердие Божье. Помимо устных проповедей исследователи приписывают Кводвультдеусу два послания к Августину Блаженному. «Книга обетований и предсказаний Божьих» («Liber promissionum et praedictorum Dei») – большой экзегетический, пастырский и историко-богословский трактат, написан в Италии между 445 и 451 гг.

 



 
PR-CY.ru