КВОДВУЛЬТДЕУС, Кводвультдей - Страница 2

В 434 г., в консульство Аспара, прибывшего в то время по каким-то делам в Карфаген, Кводвультдеус сопровождал нового Карфагенского епископа Капреола, занявшего кафедру после смерти епископа Аврелия в 427 или 430 г., в женский монастырь св. Стефана, где он стал свидетелем чуда изгнания епископом беса из арабской девочки. Как полагают большинство исследователей, около 437 г., после смерти епископа Капреола, диакон (или, возможно, архидиакон) Кводвультдеус занял его место и был рукоположён в сан епископа. Впрочем, ввиду того что год смерти епископа Капреола исследователям точно не известен, а рассказ об экзорцизме в монастыре св. Стефана может быть интерпретирован различным образом (в частности, упоминаемые там pontifex и sacerdos могут означать разных лиц, первым из которых мог быть сам Кводвультдеус), ряд современных исследователей относят начало епископского служения Кводвультдеуса к более раннему времени – около 432/433 г. Проповеди, произнесённые Кводвультдеусом перед паствой в 438–439 гг., сообщают о состоянии североафриканской церкви и общества во время нашествия вандалов, не только разрушавших общественный и культурный уклад, но и насильственно насаждавших арианство на завоёванных территориях. Кводвультдеус стремился противостоять распространению арианства, однако уже в октябре 439 г., после того как король вандалов Гейзерих захватил Карфаген, вместе с группой православных клириков был выслан из города. Изгнанников посадили на разбитые корабли в надежде, что те не выдержат морского плавания, однако, как сообщает историк Виктор Витенский, Бог явил Свою милость, и Кводвультдеус со спутниками благополучно доплыли до Кампании и достигли Неаполя. Кводвультдеусу не довелось возвратиться в Карфаген, ностальгические воспоминания о котором никогда не покидали его в изгнании. Он провёл остаток жизни в Неаполе, где был радушно принят клириками местной церкви и её епископом Нострианом. С позволения Ностриана, епископа города Абитины (пригород Карфагена), Гаудиоз, прибывший вместе с Кводвультдеусом, основал в Неаполе монастырь, где могли бы проживать африканские изгнанники. По мере сил Кводвультдеус участвовал в церковной жизни: проповедовал и писал против ересей, вновь захлестнувших империю одновременно с варварскими нашествиями, в чём Кводвультдеус видел признаки гнева Божия и приближающегося конца света. Около 444 г. Кводвультдеус был свидетелем успешных действий папы Римского Льва I Великого по искоренению остатков манихейства и пелагианства в Италии. Кводвультдеус умер в Неаполе в 453 или в начале 454 г., поскольку уже в октябре 454 г. на Карфагенскую кафедру с дозволения короля Гейзериха, уступившего настойчивым просьбам императора Валентиниана III, был избран епископ Деограций. Тело Кводвультдеуса было погребено в монастыре св. Гаудиоза в Неаполе. О кончине Кводвультдеуса упоминает Адон Вьеннский в своём Мартирологе. Местное почитание Кводвультдеуса, как и его друга Гаудиоза, распространилось в Неаполе уже в V в., а оттуда перешло и в Северную Африку. В древнем Карфагенском церковном календаре (VI в.) память Кводвультдеуса помещается под 8 января, а в Неаполитанском «мраморном» календаре (IX в.) и в Римском Мартирологе (редакции 1922 г.) – под 19 февраля (в старой редакции Римского Мартиролога 1586 г.

 



 
PR-CY.ru