КВОДВУЛЬТДЕУС, Кводвультдей - Страница 3

Цезарь Бароний поместил память Кводвультдеуса под 26 октября, стремясь, по мнению исследователей, приблизить её ко дню памяти св. Гаудиоза – 27 октября). День памяти 19 февраля может указывать, по мнению исследователей, на обретение мощей Кводвультдеуса, которое произошло в конце VIII в. (между 764 и 798 гг.), при Неаполитанском епископе Стефане II. В 1799 г., после пожара в монастыре св. Гаудиоза, мощи Кводвультдеуса были перенесены в капеллу св. Сусанны в кафедральном соборе Неаполя. Судя по сохранившимся сочинениям, исследователи полагают, что Кводвультдеус был хорошим оратором, владел приёмами классической латинской риторики, однако не был знаком с греческой литературой. Его гомилетическое наследие состоит из 13 Слов (гомилий), авторство которых долгое время приписывалось Августину Блаженному. Хотя большинство исследователей согласны с их атрибуцией Кводвультдеусу, убедительно доказанной Ж. Мореном, Д. Франсесом и Р. Броном, некоторые исследователи приписывают часть этих гомилий Аврелию Августину, а часть – неизвестным авторам. Все 13 Слов были произнесены Кводвультдеусом в Карфагене в 434–439 гг. и большей частью имеют катехизическую направленность. «Слово о четырёх силах любви» («De quattuor virtutibus caritatis») – самая ранняя проповедь Кводвультдеуса, произнесённая им перед собранием клира ещё в молодом возрасте, как полагают исследователи, в середине 430 гг., когда он был диаконом и помощником епископа Капреола. Кводвультдеус, опираясь на слова апостола Павла (1 Кор. 13:7–8), различает четыре силы (virtutes) любви: «всё покрывать», «всему верить», «всего надеяться» и «всё переносить». Он показывает, что эти силы тесно взаимосвязаны, и приводит множество библейских примеров, чтобы побудить слушателей подражать этим добродетелям. Три «Слова о Символе веры» («De symbolo»), второе Слово, как предполагают исследователи, по времени предшествует первому и третьему, т.к. в нём не упоминается о нашествии вандалов. Слова тесно связаны с практикой «передачи символа» (traditio symboli), которая заключалась в подготовке оглашенных к произнесению крещального символа веры. Они посвящены разъяснению основных положений символа, таких как учение о единосущии Отца и Сына, воплощении Христа, Его смерти и воскресении, о Святом Духе, об отпущении грехов, о воскресении плоти и о вечной жизни. Исследователи отмечают, что все три Слова отличаются полемическим характером и направлены против идолопоклонства язычников, неверия иудеев в мессианство Иисуса Христа и нечестия ариан в учении о Сыне и Святом Духе. В начале второго и третьего Слов речь также идёт об обряде отречения от сатаны и его дел и принятии знамения креста, совершавшихся прежде крещения. «Слово против иудеев, язычников и ариан» («Sermo contra Judaeos, Paganos et Arianos») – пространная проповедь, произнесённая Кводвультдеусом, по мнению исследователей, на Пасху 439 г. (по тематике схожа с предыдущими). Помимо разъяснения обряда отречения от сатаны и церковной веры в Пресвятую Троицу Кводвультдеус ведёт полемику с арианами, которые учили о неравенстве между Отцом и Сыном и практиковали перекрещивание православных. Кводвультдеус доказывает Божество Христа, ссылаясь не только на многочисленные библейские свидетельства, но также и на «Оракулы Сивилл» и на сочинения Вергилия.

 



 
PR-CY.ru