КВОДВУЛЬТДЕУС, Кводвультдей

КВОДВУЛЬТДЕУС, Кводвультдей ( букв. – что желает Бог; около 380 или 390 – около 453/454 гг.) – епископ Карфагенский (437 – 453/454 гг.), проповедник и богослов, сподвижник Гиппонского епископа Августина Блаженного, святой (память в Западной церкви 26 октября). Основными источниками биографических сведений о Кводвультдеусе являются его сочинения, особенно два письма к Аврелию Августину (Бладженному), проповеди и трактат «Liber promissionum et praedictorum Dei». Некоторые сведения содержатся в ответных письмах Августина Блаженного и в «Истории гонений в Африканской провинции», написанной в 480 гг. епископом Виктором Витенским, вероятно, лично знакомым с Кводвультдеусом. Упоминания о Кводвультдеусе исследователи встречают у средневековых латинских авторов IX–XI вв.: Адона Вьеннского, Петра Дамиани. Биографические данные о Кводвультдеусе в середине XIX в. были собраны в ActaSS. Oct., том 11 (однако многие из них устарели ввиду атрибуции Кводвультдеусу новых сочинений). Имя Кводвультдеуса представляет собой латинизированный вариант пунического теофорного имени, широко распространённого в Северной Африке. В 407/408 г., будучи ещё юношей, Кводвультдеус вместе с родственниками и друзьями присутствовал при освящении Карфагенским епископом Аврелием в качестве христианской церкви языческого храма «Небесной богини» в Карфагене, закрытого ещё в 399 г. вместе с другими языческими храмами по приказу императора Гонория. Это событие, которое было приурочено к празднованию Пасхи и на которое собрался весь клир и верующие города, произвело на юного Кводвультдеуса неизгладимое впечатление и повлияло на его дальнейшую судьбу. Около 417 – 421 гг. Кводвультдеус, следуя призванию к церковной деятельности и получив соответствующее христианское образование, был рукоположён во диакона епископом Аврелием, с которым у него впоследствии сложились тёплые дружеские отношения. Будучи диаконом, Кводвультдеус принимал участие в борьбе Карфагенской церкви с пелагианами (см. Пелагианство), манихеями (см. Манихейство) и тертуллианистами. В 428–429 гг. с позволения епископа Аврелия Кводвультдеус вступил в переписку с Аврелием Августином, направив ему деяния одного из Карфагенских соборов, посвящённые борьбе с манихейством, и два собственных письма, сохранившиеся в собрании писем Августина Блаженного, в которых просил его написать для нужд Карфагенской церкви трактат против ересей, где в сжатой форме (summatim) были бы изложены заблуждения всех известных в то время ересей и приведены возражения против них со стороны церкви. Августин Блаженный поначалу отказывался исполнить просьбу Кводвультдеуса, сославшись на сложность задачи, большую занятость и существование аналогичных трудов таких знаменитых ересеологов, как Епифаний Кипрский и Филастрий, епископ Бриксийский, однако после получения второго письма Кводвультдеуса, где тот подробнее обосновывал необходимость появления такого труда, Августин Блаженный уступил настойчивым просьбам и написал трактат «De haeresibus» («О ересях»), который посвятил своему «святому и возлюбленному сыну и собрату диакону Кводвультдеусу».

 



 
PR-CY.ru