КВОДВУЛЬТДЕУС, Кводвультдей - Страница 6

История понимается как последовательное осуществление Божественного домостроительства спасения верующих из всех народов. Своей кульминации история достигает в апокалиптических событиях – появлении царства антихриста и ниспровержении этого царства Христом. Кводвультдеусу приписывается шесть проповедей, авторство которых дискутируется. Одна из них под названием «Слово о песни Исаии» («Sermo de cantico Isaiae») в настоящее время некоторыми исследователями признаётся подлинной. В качестве потенциально принадлежащих Кводвультдеусу проповедей исследователи рассматривают ещё четыре: «О светлой среде» («De quarta feria Paschae»), «Слово о вознесении Господнем» («Sermo de ascensione Domini») и Слова 95-е и 126-е из собрания А. Май. Догматические воззрения Кводвультдеуса сложились под сильным влиянием богословской мысли Августина Блаженного. Обращаясь к осмыслению веры как таковой, Кводвультдеус, прежде всего, указывает на её связь с другими основными христианскими добродетелями – надеждой и любовью: «Всё понятие о вере (omnis fidei ratio) завершается надеждой и любовью; ведь только любя обетование (Божье), в которое кто-либо верит, он питает веру до тех пор, пока не получит всё, на что он надеялся». Обращаясь к «вещам невидимым» своим духовным взором (mentis acies), вера является необходимым усилием (opus), которое Бог требует от верующих до тех пор, пока не вознаградит их за верность непосредственным «созерцанием» Себя (ipsa visio). Кводвультдеус замечает, что «откладывая созерцание Себя (visionem suam), Он вверяет тебе Свой дар, а не лишает его, чтобы ты ещё сильнее желал отложенного и не наскучило бы тебе быстро дарованное. Однако тебя не оставляет Тот, Кто с пользой удерживает ныне от созерцания Себя, ведь твои (телесные) очи не воспринимают Его, а Он всегда видит тебя. Поэтому предоставь (Ему) свои очи веры (oculos fidei)». Таким образом, вера в Бога является необходимым условием Его познания, ведь, по убеждению Кводвультдеуса, которое он разделяет с Аврелием Августином, «нам следует верить, чтобы познать (credamus ergo, ut intelligamus), и следует молиться, чтобы удостоиться созерцать то, во что мы верим» (videre quod credimus). Истинная вера возможна только в православной церкви, а основанием этой веры (fidei catholicae fundamentum) является её Символ, на котором «воздвигнуто здание церкви (aedificium Ecclesiae), сооружённое руками апостолов и пророков; это здание есть Дом Божий, камни которого – живые» (ср.: 1 Петр. 2:5). Согласно Кводвультдеусу, «вселенская вера» (fides catholica) заключается в исповедании «единства и равенства Троицы» (unitas aequalitasque Trinitatis), трёх Лиц (tres personae) – Отца, и Сына, и Святого Духа, Которых следует считать не тремя Богами, но одним Богом (Trinitas unus Deus). «Вселенская вера такова, – писал Кводвультдеус, – верить в то, что Бог Отец всемогущий, бессмертный и невидимый; верить в то, что Бог Сын всемогущий, бессмертный и невидимый по своему Божественному рождению, но ставший видимым, смертным и меньшим ангелов по воспринятому Им человечеству; верить в то, что Дух Святой всемогущий, бессмертный и невидимый по равному божеству, но явившийся в виде голубя ради удостоверения Сына. Эта Троица есть Единица (unitas) – простая, нераздельная, неизречённая, всегда пребывающая, всегда присутствующая, повсюду царствующая, это единый Бог». Христос есть Сын Божий в собственном смысле слова (proprius filius), т.е. Сын по сущности (per substantiam), а не по благодати; Он родился от Отца вне времени, ещё прежде сотворения мира, и поэтому равен и совечен Ему. Святой Дух также есть Бог; Он равен Отцу и Сыну, и ни в чём не меньше Их. Он есть «любовь и согласие (caritas atque concordia) Отца и Сына», а потому Он не только «пребывает в Отце и Сыне» и «принадлежит Отцу и Сыну», но и «исходит от Отца и Сына» (procedens a Patre et Filio).

 



 
PR-CY.ru