КВОДВУЛЬТДЕУС, Кводвультдей - Страница 5

Некоторое время трактат распространялся анонимно, пока в середине VI в. Кассиодор, высоко оценивший достоинства трактата, не приписал его авторство секретарю папы Льва Великого Просперу Тиро Аквитанскому, под именем которого он и имел хождение на Западе в Средние века и в Новое время. Только в начале XX в. французский учёный Морен выдвинул гипотезу, что настоящим автором трактата был Кводвультдеус. В трактате были использованы проповеди, принадлежность которых Кводвультдеусу была также доказана Мореном. Впоследствии предположение о том, что Кводвультдеус является подлинным автором трактата, было подтверждено рядом исследователей. Исследователи отмечают, что трактат представляет собой «компендиум» библейских цитат, в основе которого лежит идея о том, что история человечества представляет собой последовательное исполнение Божественных обетований и пророчеств. По мысли Кводвультдеуса, многочисленные пророчества, которые уже осуществились в истории, дают уверенность в исполнении апокалиптических пророчеств – уверенность, которой не хватало тем итальянским христианам-аристократам, которым, как предполагают исследователи, Кводвультдеус адресовал свой труд. Для доказательства основной мысли трактата он использовал типологический метод толкования Священного Писания. Библейский материал в сочинении тщательно подобран и организован в строгой последовательности, Кводвультдеус разделяет всю историю человечества на три эпохи: до закона (ante legem), под законом (sub lege) и под благодатью (sub gratia), которым соответствуют три основные части трактата, содержащие по сорок глав. Первая эпоха охватывает период от творения человека до Моисея, вторая – от Моисея до пришествия Христа, третья – от воплощения Христа до Его славного Второго пришествия и конца света. Четвёртая часть книги посвящена подробному изложению эсхатологических событий, описанных в Апокалипсисе, таких как падение дьявола, пришествие антихриста, его правление и гонения на церковь Христову, пришествие пророков Еноха и Илии, их проповедь, смерть и воскресение, парусия, поражение антихриста, воскресение мёртвых, Страшный Суд, очистительный огонь и огненные наказания грешников и др. Эта часть состоит из 20 глав и называется «Полвремени» («dimidium temporis», название взято из Книги пророка Даниила и Апокалипсиса – см.: Дан. 7:25; 12:7; Откр. 12:14); название указывает на правление антихриста, которое будет длиться в течение «времени, времён и полвремени» (ср.: Откр. 12:14), т.е. три с половиной года. В последней, пятой и самой краткой части трактата, которая включает 13 глав и называется «Слава и царство святых» («Gloria regnumque sanctorum»), речь идёт о будущем блаженстве праведников и вечной жизни с Богом в небесном Иерусалиме. Весь трактат состоит из 153 глав. Это число, совпадающее с числом рыб, чудесно пойманных апостолами по повелению воскресшего Господа (Ин. 21:11), по мнению Кводвультдеуса, во-первых, соответствует суммарному числу библейских обетований и пророчеств и, во-вторых, символически указывает на бесчисленные тысячи праведников (milia sanctorum) из разных племён и народов, точное число которых знает один лишь избравший их Господь. Образцом для трактата послужили труды Августина Блаженного (проповеди, «Об обучении оглашенных», «О христианской науке», «О граде Божием»), Лактанция («Божественные установления»), Иеронима Стридонского («Толкование на книгу пророка Даниила»), Тихония («Толкование на книгу Откровения») и Павла Орозия («История против язычников»). В целом трактат Кводвультдеуса, который Ноткер Заика в IX в. назвал «правилом всех Божественных Писаний» («regulam omnium divinarum scripturarum»), представляет собой, по мнению исследователей, прекрасный пример патристической экзегезы и богословского осмысления человеческой истории.

 



 
PR-CY.ru