КАРИОН, Истомин - Страница 5

В орнаменте, украшении букварей заметно следование западноевропейским образцам. Буквари Кариона были первыми в России учебными пособиями, в которых признавалась необходимость обучения грамоте не только мальчиков, но и девочек. Из других предназначенных для царевича Алексея Петровича произведений Кариона исследователи отмечают книги стихов: «Рай умный» (1693 г., содержит пересказ Жития прав. Алексия, человека Божия, небесного покровителя царевича), «Едем, си есть сладость» (1693 г., в книге кратко излагается библейская история, основное место отведено евангельским событиям), «Екклесиа, си есть Церковь» (1693 г., описание таинств церкви), «Град Царства небеснаго» (1694 г., в научной традиции книга известна под названием «Полис», содержит рассказы о науках: грамматике, синтаксисе, пиитике, риторике, диалектике, арифметике, геометрии, философии, астрономии, теологии, музыке и врачевании, а также о странах и частях света, временах года, частях суток). С.Н. Браиловский предположил, что существовали две редакции «Града Царства небеснаго», вторая редакция предназначалась для обычных учеников Кариона. Поэт не был наставником Алексея Петровича, но находящиеся в архиве Кариона стихотворные послания царевича к Петру I позволяют исследователям предположить, что Карион обучал царевича стихосложению. Последняя из поднесённых Карионом царевичу книг (перевод греческого летописца) датирована 3 марта 1699 г. В сентябре 1695 г. Карион начал работу над стихотворным произведением «Книга писмен по азбуке во учение зрения, вразумителнаго человеком юным», предназначавшегося для детей простых горожан (закончено в январе 1696 г.; в научной традиции известно под названием «Домострой» Кариона). «Книга писмен по азбуке...» – стихотворное переложение педагогического сочинения «Гражданство обычаев детских», которое является переводом произведения Эразма Роттердамского «De civilitate morum puerilium»; сочинение близко к появившейся позднее книги «Юности честное зерцало». Карион излагает наставления детям о правильном поведении. Сочинение содержит как призывы общего характера: неленостно учиться, не грешить, хорошо себя вести, так и бытовые предписания: проснувшись утром, ребёнок должен прочитать молитву, умыться, причесаться, прополоскать рот, пожелать доброго утра домашним. Карион перечисляет игры дозволенные (мяч, кубарь, городки, клетки) и запрещённые (кости, карты), излагает правила поведения в обществе. Карион безуспешно пытался приобрести благосклонность царя Петра I. В апреле 1693 г. поэт поднёс царю перевод «Книги Иулия Фронтина, сенатора римскаго, о случаях военных», который сопроводил собственной «орацией», восхваляющей царя как будущего победителя «злочестивых и проклятых махометанов» и других врагов России. Позднее Карион воспевал Азовские походы царя. Однако, будучи близок к патриархам, Карион не разделял взгляды Петра I.

 



 
PR-CY.ru