КАПИТУЛЯРИИ - Страница 8

В епископских капитуляриях содержались конкретные предписания, касавшиеся пастырского служения и образа жизни духовенства. Так, в капитулярии, изданном Базельским епископом Гайтоном (805/806 – 823 гг.), говорится: «Нижеследующие главы Гайтон... составил для поучения пресвитеров своего диоцеза, как им следует в чистоте и праведности вести себя и наставлять порученную им паству, укрепляя её в благочестии». В капитуляриях затрагивались вопросы, связанные со статусом и обязанностями клириков, управлением приходами, храмовым убранством, совершением таинств, прежде всего, покаяния, годового круга богослужений и т.д. Предписания относительно знания верующими важнейших молитв, десятины, соблюдения воскресного дня, правил торговли и ремесла были адресованы всем христианам. В капитулярии нередко включались наставления по отдельным вопросам богословия и экклезиологии, литургические указания. Появление епископских капитуляриев было связано с распространением среди духовенства знания важнейших канонических норм в рамках программы «исправления» («correctio»). В капитуляриях отразилась возросшая самостоятельность пресвитеров, заботившихся о духовно-нравственном состоянии мирян в определённом приходе или архипресвитерском округе. На более высоком уровне епископы разделяли с правителем ответственность за поддержание духовного и материального благополучия государства. Таким образом, епископские капитулярии исследователи считают важным элементом программы «исправления», целью которой было возрождение церкви и империи. Благодаря наличию чётких предписаний, отражавших реальное состояние церковной дисциплины и грамотности в отдельных диоцезах, епископские капитулярии исследователи считают ценным источником сведений о реализации на местах программы Каролингского возрождения. Епископские капитулярии издавались, в основном, между 800 и 950 гг., среди ранних образцов исследователи выделяют два пространных и оригинальных по содержанию капитулярия, изданных Теодульфом, епископом Орлеанским (789–818 гг.). Эти капитулярии получили широкое распространение (тексты сохранились в 49 рукописях) и оказали влияние на более поздние образцы. С середины IX в. епископские капитулярии издавались, в основном, в западнофранкских диоцезах, где епископы обладали большей самостоятельностью, а светская власть была слабее. В таких капитуляриях особое внимание уделялось защите церкви от посягательств светской власти и от узурпации церковных прав мирянами. Не менее пяти капитуляриев приписываются Гинкмару, архиепископу Реймсскому (изданы между 852 и 874 гг.). В Италии важнейшие капитулярии были изданы Аттоном, епископом Верчелльским (924 – 960/961 гг.). Многие капитулярии, сохранившиеся в рукописях, не имеют указаний на авторство и не могут быть с точностью атрибутированы. В середине IX в. епископские капитулярии были использованы при создании подложных канонических сводов – «Лжеисидорова собрания» (см. Лжеисидоровы декреталии) и собрания капитуляриев, составленных Ангильрамном и Бенедиктом Левитой. Подложный капитулярий Ангильрамна был якобы преподнесён Ангильрамном, епископом Мецским (768–791 гг.), Римскому папе Адриану I (по другой версии, был вручён понтификом Ангильрамну). Как источники канонического права капитулярии использовались до XII–XIII вв., когда их место заняли статуты диоцезальных синодов.



 
PR-CY.ru