КАПИТУЛЯРИИ - Страница 2

Более уместной исследователям представляется классификация капитуляриев по территории, на которой они действовали: общегосударственные капитулярии, «программные» капитулярии, капитулярии, касавшиеся определённой провинции или региона, и локальные документы, призванные решить конкретные вопросы. Среди исследователей нет единой точки зрения на правовой статус капитуляриев, а также на степень их реального влияния на функционирование властных структур в государстве Каролингов. По мнению исследователей, попытка разделения «практической» и «идеологической» составляющих капитуляриев является некорректной. Основной целью и стержнем политики Каролингов, начиная с правления сыновей Карла Мартелла – Карломана и Пипина Короткого, но особенно при Карле Великом и Людовике Благочестивом, было всестороннее «исправление» (correctio) народа франков, который воспринимался одновременно как наследник христианской Римской империи и как богоизбранный народ – «новый Израиль». Таким образом, капитулярии, в первую очередь, определяли идеальное устройство, которое должно было стать результатом «исправления» народа и государства франков. Этим объясняется сочетание во многих капитуляриях прагматических предписаний и гомилетических элементов. Все сохранившиеся капитулярии написаны на латыни, но, по мнению исследователей, государевы посланники, ответственные за их распространение и реализацию на местных ассамблеях, могли излагать содержание капитуляриев в переводе или пересказе на народные языки. Каролингская идеология во многом формировалась под влиянием взглядов деятелей церковных реформ VIII в. Неслучайно первые постановления каролингских правителей, которые современные исследователи относят к капитуляриям, представляют собой авторизацию постановлений церковных Соборов: майордом Карломан издал в форме капитуляриев решения созванного св. Бонифацием Германского собора 742 или 743 г., его брат Пипин – Суасонского собора 744 г. Уже в этих капитуляриях соединена светская и церковная тематика, постановления затрагивали вопросы, относящиеся к мирскому образу жизни, в том числе брачное право и унификацию мер и весов. Наиболее явно программа преобразований представлена в серии капитуляриев, изданных Карлом Великим: «Первый капитулярий» («Capitulare primum», между 768 и 775 гг.), «Геристальский капитулярий» (779 г.), «Всеобщее увещание» («Admonitio generalis», 789 г.), «Франкфуртский капитулярий» (794 г.). К капитуляриям исследователи иногда относят «Послание о попечении над образованием» («Epistola de litteris colendis», 784/785 г.?), хотя оно является единым текстом, не разделённым на главы. В сравнительно кратком «Первом капитулярии» (название исследователи считают неаутентичным) повторялись многие постановления Соборов 740 и 750 гг. о церковной дисциплине, а также регулировалось проведение судебных собраний (mallus, placita). В «Геристальском капитулярии», который был издан на ассамблее, созванной после неудачного похода Карла Великого в Испанию, восстания саксов и сильного неурожая (778 г.), затрагивался более широкий круг вопросов, касавшихся и священнослужителей, и мирян.

 



 
PR-CY.ru