КАПИТУЛЯРИИ - Страница 3

Общей темой включённых в него разнородных предписаний (образование церковных митрополий, запрет клирикам переходить из одного диоцеза в другой, обязательная уплата церковной десятины, регулирование поземельных отношений, регламентация судебных заседаний и др.), по мнению исследователей, была верность и покорность светским и церковным властям как гарантия всеобщего мира и порядка. Вместе с тем некоторые предписания (например, запрет экспорта доспехов) носили явно прагматический характер. Развёрнутая идеологическая программа «исправления» представлена во «Всеобщем увещании» (название исследователи считают неаутентичным), в работе над которым, как полагают исследователи, принимал активное участие Алкуин. Текст этого капитулярия насыщен аллюзиями на Священное Писание и прямыми цитатами из Ветхого и Нового Заветов, в прологе Карл Великий сравнивается с иудейским царём-реформатором Иосией. «Всеобщее увещание» включает 82 статьи, первые 59 – извлечения из свода канонического права «Собрание Дионисия-Адриана» («Collectio Dionysio-Hadriana»), который был предположительно получен Карлом Великим от папы Римского Адриана I во время похода в Италию (774 г.). Большинство других предписаний «Всеобщего увещания» касаются церковной дисциплины, а также морального облика и уровня образования духовенства и мирян. Многие из них по стилю приближаются к проповеди, но имеются и конкретные предписания, в том числе знаменитое требование создавать школы при соборах и монастырях, указания по исправлению книг и богослужения. Теме развития школ и образования посвящено «Послание о попечении над образованием», адресованное Баугульфу, аббату Фульды, но позднее по указанию короля разосланное во все крупнейшие церкви. «Франкфуртский капитулярий» 794 г., как полагают исследователи, представляет собой изложение решений крупного съезда светских и церковных магнатов. В нём подтверждаются и уточняются предписания «Всеобщего увещания» и ряда церковных Соборов, также присутствуют главы светского содержания – о регулировании цен на хлеб, мер и весов, о чеканке и об обращении монеты, о судопроизводстве и др. Наряду с «программными» капитуляриями общего характера существовали и региональные, отражавшие политическую и правовую специфику окраин каролингской державы – Аквитании, Саксонии, Баварии, Италии. Первый известный исследователям документ такого рода был издан Пипином III Коротким незадолго до смерти (768 г.) для Аквитании и касался широкого круга тем: церковной дисциплины, регулирования поземельных отношений, права апелляции к королю, полномочий королевских посланников и др. В некоторых случаях капитулярии, по мнению исследователей, издавались в нескольких версиях для разных территорий (исследователям известна особая, «лангобардская», редакция «Геристальского капитулярия»). К концу VIII в. капитулярии стали неотъемлемой частью системы управления государством Каролингов, о чм свидетельствуют в том числе упоминания о них в посланиях Римских пап Карлу Великому. В Италии, которой управлял сын Карла Великого Пипин Горбатый (781–810 гг.), капитулярии издавались от имени либо Пипина и Карла, либо только Пипина.

 



 
PR-CY.ru